Закономерности воспитания

–Закономерность социальной и культурной обусловленности воспитания.

Согласно этой закономерности, воспитание происходит только в рамках определенной культуры и цивилизации. Цели, содержание, формы методы и средства воспитания, оценка полученных результатов (критерии и показатели воспитанности) зависят от сложившихся в данной культуре представлений о том каким должен быть воспитанный человек. А именно, каким личностными и качествами он должен обладать, какие ценности и жизненные смыслы воспринимать как личностно значимые, какими образцами и моделями поведения и взаимоотношений с окружающими руководствоваться.

Ответьте на вопрос.

Что будет с человеком, если он, живя в определенной социокультрной среде, будет воспитываться на основе и идеалах другой культуры (другого народа, другой страны?)

– Закономерность формирования и развития личности в процессе воспитания.

Сущность этой закономерности состоит в том, что воспитание по своей сути – процесс создания максимально благоприятных условий для формирования и развития личности только в процессе воспитания целенаправленно развиваются способности человека, формируются определенные качества и личности.

– Закономерность активности ребенка в процессе воспитания

Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на чувства и переживания другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач; способность понимать, переживать и создавать прекрасное (эстетическое воспитание) тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.

Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.

– Закономерность учета актуальных потребностей ребенка.

Педагог выстраивает систему деятельности в соответствии с актуальными потребностями, придавая им окультуренную форму и направляя развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. актуальные потребности – это такие потребности, удовлетворение которых необходимо для устойчивого и гармоничного развития личности.

Например, одна из основных актуальных потребностей раннего детского возраста – потребность непосредственного эмоционального общения со с близкими взрослыми (родителями, родственниками). Неудовлетворение этой потребности ведет тому, что у ребенка не развивается способность к общению, не формируются в должной мере человеческие чувства. Пренебрежение актуальными потребностями может привести ребенка на асоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся» или «отклоняющееся») поведение воспитанников.

Развитие личности через деятельность.

Главная педагогическая задача здесь выступает как подготовка ребенка к деятельности по его саморазвитию. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий педагога и усилий ребенка в совместной деятельности. По мере формирования готовности самостоятельность и активность детей увеличивается, а роль педагога в том, чтобы исподволь, незаметно эту деятельность направлять, контролировать, корректировать. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот не усвоил.

– Закономерность «благоприятного психологического климата».

Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои чувства и не боится складывающихся отношений.

Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку – ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа «любила» ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его успехов или неудач.

Педагогический постулат: необходимо проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий. ( не ты сам как человек плохой, а плохо то что ты сделал, этот поступок недостоин тебя ).

5. Закономерность «скрытого характера» воспитательных воздействий.

Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывает воспитанию так называемый «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: