В целом воспитанность можно охарактеризовать как уровень развития эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и поведенческой сфер человека, а также сформированность социально и личностно значимых качеств, позволяющих человеку стать полноценным членом общества и самореализоваться как личность.
В социальных науках часто используются статистические показатели, характеризующие уровень следования членов общества общепринятым нормам морали. Как правило, используются показатели, отражающие отклонения от общепринятых норм: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.
В психологии в качестве наиболее общего (интегрального) показателя воспитанности рассматривается направленность личности.
Что такое направленность личности?
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Опираясь на данное определение можно выявить показатели воспитанности, которыми пользуется педагогика для оценки результатов воспитательного процесса