Оценка эффективности управленческой деятельности представляет собой реализацию одной из важнейших функций всякого управления — контрольной. Помимо оценки качества собственно управления контроль призван минимизировать влияние на результат управленческой деятельности неопределенности, которая относится к неустранимым реалиям жизни и которую нельзя спрогнозировать в полном объеме никакими, даже самыми изощренными средствами. В сущностной неопределенности объектно-предметной стороны управленческой деятельности можно выделить три составляющих.
Неопределенность внешней среды обусловлена принципиальной изменчивостью мира («Все течет, все изменяется!»). Меняются социальные и культурные ценности и стереотипы, меняются законы, конъюнктура на рынках труда и капитала, меняются предпочтения собственные и чужие, катастрофы и чрезвычайные ситуации радикально меняют казавшуюся вполне стабильной ситуацию... Меняется все. Эти перемены могут превратить совершенно реальные цели в момент их формирования в мираж или поставить управленца перед необходимостью нести огромные издержки в условиях риска безвозвратных потерь. Именно поэтому одним из обязательных условий эффективного управления является наличие в структуре управления механизма анализа и оценки этих изменений.
Неопределенность, обусловленная деятельностью смежных, сопряженных организаций. Как известно, деятельность любой организации в социуме несамодостаточна и протекает в неизбежном взаимодействии или соприкосновении с другими организациями. Поэтому всякой управленческой деятельности сопутствует необходимость вступать в договорные отношения, разрабатывать совместные планы, соглашения, выстраивать программы кооперации, которые, конечно же, повышают общий уровень неопределенности и негативно отражаются на возможностях достижения поставленной цели.
Неопределенность поведения людей. Человек, как известно, — самая сложная структура из всех известных объектов управления. Число характеристик его формального представления принципиально бесконечно. При этом большинство параметров, характеризующих человека, не только не могут быть исчерпывающим образом отображены точными функциональными или неточными вероятностными зависимостями, но и вообще какими-либо устойчивыми формализованными конструкциями (мотивы, ценности, идеалы, ориентации). Поэтому о поведении или реакции даже одного человека ничего нельзя сказать с полной уверенностью не только на отдаленное, но и ближайшее будущее.
Однако в реальной управленческой практике дело приходится иметь не с одним человеком, а с большими человеческими общностями, точная формальная параметризация которых по названным причинам совершенно невозможна. Ни человека, ни отдельные человеческие общности и коллективы нельзя запрограммировать с абсолютной точностью на выполнение какой-либо задачи. У людей всегда могут обнаружиться такие представления о своей работе и обусловить такое их отношение к делу, которые могут войти в противоречие с предъявляемыми к ним требованиями, инструкциями и другими нормативными положениями. Поэтому даже тщательнейшим образом спланированные проекты часто реализуются совсем не так, как представлялось их разработчикам вначале.
Как видно, неопределенность — совершенно неустранимая составляющая управленческой деятельности в силу принципиальной неопределенности социального и природного мира (человек предполагает, а Бог располагает). В лучшем случае ее можно снизить или привести к приемлемому минимуму. Единственный способ достижения этого минимума, который выработался в управленческой практике, — организация контроля. Только с его помощью можно ввести возможные отклонения и риски в допустимый коридор. В этом и заключается смысл управленческого контроля.
Теоретической основой управленческого контроля является принцип обратной связи, разработанный Н. Винером. Он рассматривал обратную связь как уникальное «свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым исполнением приказов». На основе сопоставления информации о характере и тенденциях изменений в ориентациях, интересах и других свойствах объекта управления с направленностью собственно управленческой информации появляется возможность внесения обоснованной коррекции в содержание принимаемых решений. Это и обеспечивается информацией обратной связи. Предоставляя управленцу информацию о конкретных промежуточных результатах, обратная связь позволяет ему выявить множество непредвиденных проблем, скорректировать свои действия и избежать, благодаря этому, неприемлемых отклонений от намеченных целей. Таким образом, сочетание прямых управленческих воздействий с механизмом обратной связи создает необходимые предпосылки оптимального функционирования социально-экономических процессов.
С помощью контроля эффективности управленческой деятельности на основе механизма обратной связи решаются следующие задачи:
• разработка стандартов и критериев в процессе планирования и определения стратегических целей развития;
• определение номенклатуры контрольных показателей, форм отчетности, методов, методик и процедур сбора, обработки и преобразования фиксируемой в них информации;
• соотнесение реальных значений показателей с теми, которые установлены в нормативах и стандартах;
• определение отклонений, анализ их значимости и причин их возникновения;
• разработка на основе всей получаемой информации корректирующих действий, направленных на демпфирование отклонений, устранение вызвавших их причин.
Накопленный опыт организации контроля эффективности управленческой деятельности позволяет сформулировать совокупность тех требований, которым он должен удовлетворять:
• соответствие делу, то есть четкая ориентация его инструментария на фиксацию и оценку конкретных показателей;
• своевременность (процесс получения информации не должен превышать времени, необходимого на устранение причин обнаруженных проблем);
• ориентация на результат, то есть фиксация значений тех показателей, которые влияют на достижение конечных результатов;
• гибкость означает возможность внесения в показатели и процедуры контроля изменений, обусловленных меняющейся ситуацией;
• простота: оптимизация количества фиксируемых показателей (необходимо фиксировать только важные для конечного результата параметры, не загружая аналитиков второстепенными) и простота их измерения;
• экономичность: затраты на контроль должны быть соизмеримы с другими видами затрат.
Механизм контроля с соответствующей системой санкций, принудительной регуляции ответственности помимо чисто регулирующей функции выполняет функцию охраны и защиты от своеволия и злоупотреблений. С этой точки зрения контроль может быть как позитивным, так и негативным явлением. Негативный контроль ограничивается только обнаружением нарушений, ошибок и мерами, направленными на их устранение. Позитивный контроль направлен, прежде всего, на профилактику возможных отклонений от плановых значений и организацию превентивных мер. Можно, таким образом, утверждать, что контроль представляет собой специфический вид управленческой деятельности.
Эффективность управленческого решения предопределяется целями управленческой деятельности. Они, как правило, представляются некоторой совокупностью целевых значений критериальных характеристик. Управленческое решение будет рассматриваться как эффективное в том случае, если в результате его реализации будут достигнуты целевые значения либо всех, либо наиболее важных критериальных характеристик.
Критерии, на основании которых формируется оценка результатов управления, бывают количественные и качественные.
Критерии и оценки используются для совершенствования процесса принятия решений, системы отчетности и самих процессов управления, качество которого можно оценить в соответствии с потребностями, желаниями и ресурсами организации. При этом можно выделить две измеримые составляющие деятельности управления: техническую и экономическую эффективность. Первая определяется степенью достижения целей деятельности с учетом поставленных задач, вторая — как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов.
Экономическая эффективность отражает внутреннее положение дел в системе управления, ее собственную деятельность, а техническая эффективность — соответствие управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества. Техническая эффективность связана количественными и качественными показателями, важными характеристиками которых являются их оперативность и регулярность. Так как многие социальные и экономические показатели состояния организации не поддаются полному и оперативному контролю, то необходимо формулировать критерии, оценивающие не общее состояние, а результаты конкретных программ. Критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных целей, но и реагировать на возникновение новых проблем в управлении, а также на отрицательные последствия проводимых органами управления мероприятий.
На практике эффективность управления чаще всего определяется аналитическими или экспертными методами на основе сопоставления значений совокупности показателей (признаков). Существует несколько основных типов оценок управления:
• оценка процесса выполнения;
• оценка результатов;
• оценка последствий;
• оценка экономической эффективности.
Задача оценки эффективности управленческого решения заключается в том, чтобы оценить:
• управленческую деятельность руководства и других управленческих структур организации;
• проводимую управленческими структурами организации политику;
• реализацию программ и планов;
• последствия проводимой политики и реализации программ и планов.
Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого.
Планирование проведения деятельности по оценке результатов управления предполагает выбор системы показателей, свойства оценок, точности оценивания, процедуры сбора информации, в том числе использование результатов других исследований.