ГЛАВА V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Важнейшей составляющей оптимального развития социально- экономических и/или социально-политических структур является высокая эффективность управленческой деятельности.
Эффект (от лат. effectus — исполнение, действие) — 1) результат, следствие каких-либо причин, действий; 2) впечатление, производимое на кого-либо; 3) средство, прием для создания определенного впечатления, иллюзии чего-либо; 4) физическое явление.
Эффективность в широком понимании означает меру достижения поставленной цели.
Как видно, между понятиями «эффект» и «эффективность» имеется существенная разница. Эффектом может обладать любое взаимодействие субъекта и объекта управления независимо от характеристик самого взаимодействия, в том числе и от оптимальности собственно управленческой деятельности. Эффективность характеризует не любое их взаимодействие, а лишь управляемое, не всякий процесс, а лишь целенаправленный. Данный аспект содержания понятия эффективности управления принципиально важен, так как только он позволяет рассматривать ее как отношение эффекта (результата) и поставленных целей. Именно этот вид эффективности носит название целевого (функционального).
В экономике, материальном производстве, других сферах социальной практики, где используемые показатели имеют числовые размерности измерения, эффективность выражается количественно как отношение полученного эффекта к затратам на его достижение. При этом измерение показателей может проводиться в стоимостном или натуральном выражении. Главным, конечно же, является конечный эффект, то есть тот результат, по которому можно определить степень достижения конечной цели деятельности системы (организации, компании) в целом. Однако часто оказываются полезными частные оценки эффективности. Это либо оценки деятельности отдельных составляющих системы, либо промежуточные оценки, позволяющие контролировать динамику реализации общей цели системы.
В любом случае для определения эффективности (общей или частной) необходимо знать три параметра: цель (системы или ее части), затраты (общие или частные) и результат.
Критерии и показатели оценки эффективности в этом случае определяются как отношение полученных полезных с точки зрения поставленных целей результатов ко всему объему использованных для этого ресурсов, в том числе финансовых.
Однако в реальной жизни прямое практическое использование данного соотношения не представляется возможным, поскольку результат управления:
• далеко не всегда выражается в числовой форме (например, прибылью);
• приводит к непосредственному и опосредованному результатам;
• часто скрывает роль управления в достижении непосредственного результата, а прибыль часто выступает как опосредованный результат;
• может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, политическим, социально-психологическим.
Даже в такой, как представляется на первый взгляд, не самой сложной сфере социума, как массовая коммуникация, трудность определения эффективности заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев результат ее функционирования не поддается прямому количественному измерению. Исключение представляют избрание «своего» кандидата, уход с политического поля объекта информационного воздействия то есть те случаи, когда результат рассматривается как единственный и исчерпывающий императив. Но и в этом случае потенциальный эффект полученного результата (ни в качественном, ни в количественном выражении) остается неясным, а общий объем понесенных затрат далеко не всегда исчерпывается их стоимостным выражением. Как правило, эффективность массовых коммуникативных кампаний удается выразить лишь относительными оценками. Например, как рост (падение) рейтинга канала, изменение тиража периодического издания. Легко видеть, что такого рода результаты оставляют широкое поле для субъективных интерпретационных оценок.
Однако в любом случае необходимыми условиями эффективности управленческой деятельности являются:
1) согласование целей (общих и частных, связанных с разными направлениями, этапами и видами деятельности);
2) тщательное обоснование целевых приоритетов (чего необходимо достигнуть обязательно, а чем можно пренебречь);
3) взаимоувязка сроков достижения отдельных результатов (фактор времени в структурах социального управления часто оказывается решающим, а иногда выступает в качестве цели).