Метод мониторинга в оценке эффективности управленческого решения

Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) — это ре­гулярно осуществляемая в течение всего управленческого цикла технология получения информации о состоянии объекта управ­ления и анализа происходящих в нем изменений. Традиционные объекты мониторинга — политические, социально-экономичес­кие, культурные, социальные и другие процессы.

Необходимость мониторинга обосновывается положениями общей теории управления, концепциями циклов, кризисов, ка­тастроф. Мониторинг обеспечивает возможность:

• выявлять и анализировать изменения, происходящие в объекте управления и системе в целом;

• определять механизмы взаимосвязи и взаимодействия в на­блюдаемых процессах и явлениях;

• расширять круг знаний об объекте управления и повышать на этой основе качество и эффективность принимаемых управленческих решений.

Объективная основа возможности проведения мониторин­га заключается в органичном единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, интенси­фикации всех процессов в современном обществе: материальных и нематериальных, экономических и социальных, экологических, технологических. Мониторинг — управленческая техно­логия, отличающаяся повышенным уровнем наукоемкое. Ее реализация требует участия высококвалифицированных специ­алистов, способных творчески воспринимать и анализировать происходящие процессы, возникающие процессы, выявлять нетривиальные подходы к их пониманию, разрабатывать ори­гинальные методы их решения. Успех мониторинга в решающей степени зависит от возможности привлечения к анализу новей­шей научной информации, отражающей состояние не только управляемой системы, но и выходящей далеко за ее рамки, поз­воляющей иметь четкое представление о важнейших глобальных геополитических, социально-экономических, научно-технических процессах и тенденциях.

Мониторинг возник в технических системах как обязатель­ный, необходимый вид контроля измеряемых параметров с целью недопущения выхода их значений из определенного диапазона. Проникнув в социальную сферу, идея мониторинга первоначаль­но сохранила за ним те же функции — контрольную и наблю­дательную. Однако постепенно из пассивного звена в системе управления, только регистрирующего происходящие изменения, мониторинг стал превращаться в активную форму познаватель­ной деятельности, создающую предпосылки для принятия ре­шений, направленных на конструктивные преобразования объ­ектов управления. По мере проникновения и распространения в структурах управления стратегического планирования новая роль мониторинга обозначилась более четко. В настоящее время мониторинг позиционируется в нескольких вариантах и может рассматриваться как:

• специализированная технология управления;

• способ контроля определенного участка сферы управления и выявления причин возникающих отклонений значений на­блюдаемых параметров от заданных или необходимых;

• фактор снижения риска при принятии стратегических ре­шений.

Основная сфера применения мониторинга — решение так называемых слабо структурированных задач. Их специфика — преобладание качественных переменных, невозможность исполь­зования типовых, жестко заданных алгоритмов управленческих действий, необходимость обращения к эвристическим подходам, разработки оригинальных моделей и методов. В качестве одного из таких приемов может рассматриваться принцип «двадцати процентов». Его техника достаточно проста: из общего числа факторов с помощью экспертных оценок определяется 20% наи­более значимых с точки зрения достижения поставленной цели. Именно эти факторы и подвергаются тщательной регистрации, а полученная на этой основе информация позволяет принимать решения с оптимальным уровнем риска.

К числу популярных форм представления мониторинговой ин­формации относится специализированный графический метод — «радар».

Векторы, представляющие факторы мониторингового наблю­дения (А, В, С, D, Е, F), проходят через:

«0» — точки критических качественных «переходов» на тра­ектории динамических изменений значений мониторинговых параметров;

«+» — зона положительных значений мониторинговых па­раметров;

«—» — зона отрицательных значений мониторинговых па­раметров.

Каждый параметр может иметь наряду со своим порядковым номером индекс от 1 до 4, что означает:

1— параметр мониторингового наблюдения имеет тенденцию движения к критической зоне;

2— параметр мониторингового наблюдения имеет тенденцию движения от критической зоны;

3— параметр мониторингового наблюдения находится в кри­тической зоне и имеет тенденцию к улучшению;

4— параметр мониторингового наблюдения находится в кри­тической зоне и имеет тенденцию к ухудшению.

Работа по методу «радара» осуществляется в процессе по­следовательного решения следующих задач:

1) обоснование векторов, оказывающих существенное влияние на состояние параметров мониторинга;

2) установление для каждого из векторов критических зна­чений;

3) оценка характера динамики значений параметров;

4) корректировка целей, разработка соответствующих управ­ленческих действий.

В своем практическом воплощении на уровне организации мониторинг представляет собой специализированную систему управления, в которой на основе систематического, регуляр­ного получения и анализа соответствующей информации обес­печивается возможность адекватного реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации. Мониторинг в рамках организации можно рассматривать как механизм обеспечения политики безопасности, предупреждения и устранения внут­ренних и внешних угроз. В своей минимальной конфигурации мониторинг организации включает следующие элементы:

• информационную систему;

• аналитическую систему;

• оперативную систему.

Информационная система обеспечивает регулярный сбор ин­формации, ее обработку, упорядочение и возможность доступа к ней определенных пользователей. Основная задача, которая решается данной системой, заключается в том, чтобы определить минимум необходимой информации для каждого подразделе­ния, так как в противном случае может наступить «информа­ционный потоп», который может захлестнуть всю организацию. В этой ситуации в целях самозащиты она может вообще потерять чувствительность к любым сообщениям, в том числе и к тем, которые важны для ее функционирования.

В рамках аналитической системы обеспечивается содержатель­ная оценка значений контролируемых параметров, их сопоставле­ние с установленными стандартами (контрольными значениями) по времени, структуре, соотношению с другими параметрами. На основе определения отклонений значений мониторинговых параметров выявляется характер их влияния на достижение це­лей организации. Таким образом, определяется, в какой степени организация справляется с поставленными задачами и каков прогресс в достижении стратегических целей. В обобщенном виде эти данные поступают в оперативную систему, которая предна­значена для выработки соответствующих решений относительно целей развития, стратегии и содержания необходимых меропри­ятий, уточнения и (если необходимо) корректировки номенкла­туры и пороговых значений мониторинговых параметров. Она вырабатывает рекомендации и решения о внесении изменений в стратегию, содержание работы, показатели оценок и систему мониторинга в целом. Затем рекомендации в виде оперативной информации или аналитических справок поступают к руководи­телю организации или в подразделение, имеющее полномочия по принятию решения в данной области.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятия «эффект» и «эффективность». Возможности и специфи­ка их использования применительно к управленческой деятель­ности.

2. Сущность, объективные предпосылки оценки эффективности управленческой деятельности.

3. Требования к системе контроля эффективности управленческой деятельности.

4. Типология оценок эффективности управления.

5. Научные исследования эффективности управленческих решений: виды, специфика, сравнительные возможности.

6. Традиционные исследования эффективности управленческих ре­шений. Сфера применения. Возможности многомерной статис­тики.

7. Бизнес-моделирование как метод оценки эффективности управ­ленческих решений.

8. Цели, задачи, формы, этапы реализации бизнес-моделей.

9. Метод мониторинга в оценке эффективности управленческого решения: сущность, возможности, сфера применения.

10. Формы представления мониторинговой информации.

11. Структура системы мониторинга организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: