Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) — это регулярно осуществляемая в течение всего управленческого цикла технология получения информации о состоянии объекта управления и анализа происходящих в нем изменений. Традиционные объекты мониторинга — политические, социально-экономические, культурные, социальные и другие процессы.
Необходимость мониторинга обосновывается положениями общей теории управления, концепциями циклов, кризисов, катастроф. Мониторинг обеспечивает возможность:
• выявлять и анализировать изменения, происходящие в объекте управления и системе в целом;
• определять механизмы взаимосвязи и взаимодействия в наблюдаемых процессах и явлениях;
• расширять круг знаний об объекте управления и повышать на этой основе качество и эффективность принимаемых управленческих решений.
Объективная основа возможности проведения мониторинга заключается в органичном единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, интенсификации всех процессов в современном обществе: материальных и нематериальных, экономических и социальных, экологических, технологических. Мониторинг — управленческая технология, отличающаяся повышенным уровнем наукоемкое. Ее реализация требует участия высококвалифицированных специалистов, способных творчески воспринимать и анализировать происходящие процессы, возникающие процессы, выявлять нетривиальные подходы к их пониманию, разрабатывать оригинальные методы их решения. Успех мониторинга в решающей степени зависит от возможности привлечения к анализу новейшей научной информации, отражающей состояние не только управляемой системы, но и выходящей далеко за ее рамки, позволяющей иметь четкое представление о важнейших глобальных геополитических, социально-экономических, научно-технических процессах и тенденциях.
|
|
Мониторинг возник в технических системах как обязательный, необходимый вид контроля измеряемых параметров с целью недопущения выхода их значений из определенного диапазона. Проникнув в социальную сферу, идея мониторинга первоначально сохранила за ним те же функции — контрольную и наблюдательную. Однако постепенно из пассивного звена в системе управления, только регистрирующего происходящие изменения, мониторинг стал превращаться в активную форму познавательной деятельности, создающую предпосылки для принятия решений, направленных на конструктивные преобразования объектов управления. По мере проникновения и распространения в структурах управления стратегического планирования новая роль мониторинга обозначилась более четко. В настоящее время мониторинг позиционируется в нескольких вариантах и может рассматриваться как:
|
|
• специализированная технология управления;
• способ контроля определенного участка сферы управления и выявления причин возникающих отклонений значений наблюдаемых параметров от заданных или необходимых;
• фактор снижения риска при принятии стратегических решений.
Основная сфера применения мониторинга — решение так называемых слабо структурированных задач. Их специфика — преобладание качественных переменных, невозможность использования типовых, жестко заданных алгоритмов управленческих действий, необходимость обращения к эвристическим подходам, разработки оригинальных моделей и методов. В качестве одного из таких приемов может рассматриваться принцип «двадцати процентов». Его техника достаточно проста: из общего числа факторов с помощью экспертных оценок определяется 20% наиболее значимых с точки зрения достижения поставленной цели. Именно эти факторы и подвергаются тщательной регистрации, а полученная на этой основе информация позволяет принимать решения с оптимальным уровнем риска.
К числу популярных форм представления мониторинговой информации относится специализированный графический метод — «радар».
Векторы, представляющие факторы мониторингового наблюдения (А, В, С, D, Е, F), проходят через:
«0» — точки критических качественных «переходов» на траектории динамических изменений значений мониторинговых параметров;
«+» — зона положительных значений мониторинговых параметров;
«—» — зона отрицательных значений мониторинговых параметров.
Каждый параметр может иметь наряду со своим порядковым номером индекс от 1 до 4, что означает:
1— параметр мониторингового наблюдения имеет тенденцию движения к критической зоне;
2— параметр мониторингового наблюдения имеет тенденцию движения от критической зоны;
3— параметр мониторингового наблюдения находится в критической зоне и имеет тенденцию к улучшению;
4— параметр мониторингового наблюдения находится в критической зоне и имеет тенденцию к ухудшению.
Работа по методу «радара» осуществляется в процессе последовательного решения следующих задач:
1) обоснование векторов, оказывающих существенное влияние на состояние параметров мониторинга;
2) установление для каждого из векторов критических значений;
3) оценка характера динамики значений параметров;
4) корректировка целей, разработка соответствующих управленческих действий.
В своем практическом воплощении на уровне организации мониторинг представляет собой специализированную систему управления, в которой на основе систематического, регулярного получения и анализа соответствующей информации обеспечивается возможность адекватного реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации. Мониторинг в рамках организации можно рассматривать как механизм обеспечения политики безопасности, предупреждения и устранения внутренних и внешних угроз. В своей минимальной конфигурации мониторинг организации включает следующие элементы:
• информационную систему;
• аналитическую систему;
• оперативную систему.
Информационная система обеспечивает регулярный сбор информации, ее обработку, упорядочение и возможность доступа к ней определенных пользователей. Основная задача, которая решается данной системой, заключается в том, чтобы определить минимум необходимой информации для каждого подразделения, так как в противном случае может наступить «информационный потоп», который может захлестнуть всю организацию. В этой ситуации в целях самозащиты она может вообще потерять чувствительность к любым сообщениям, в том числе и к тем, которые важны для ее функционирования.
|
|
В рамках аналитической системы обеспечивается содержательная оценка значений контролируемых параметров, их сопоставление с установленными стандартами (контрольными значениями) по времени, структуре, соотношению с другими параметрами. На основе определения отклонений значений мониторинговых параметров выявляется характер их влияния на достижение целей организации. Таким образом, определяется, в какой степени организация справляется с поставленными задачами и каков прогресс в достижении стратегических целей. В обобщенном виде эти данные поступают в оперативную систему, которая предназначена для выработки соответствующих решений относительно целей развития, стратегии и содержания необходимых мероприятий, уточнения и (если необходимо) корректировки номенклатуры и пороговых значений мониторинговых параметров. Она вырабатывает рекомендации и решения о внесении изменений в стратегию, содержание работы, показатели оценок и систему мониторинга в целом. Затем рекомендации в виде оперативной информации или аналитических справок поступают к руководителю организации или в подразделение, имеющее полномочия по принятию решения в данной области.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятия «эффект» и «эффективность». Возможности и специфика их использования применительно к управленческой деятельности.
2. Сущность, объективные предпосылки оценки эффективности управленческой деятельности.
3. Требования к системе контроля эффективности управленческой деятельности.
4. Типология оценок эффективности управления.
5. Научные исследования эффективности управленческих решений: виды, специфика, сравнительные возможности.
6. Традиционные исследования эффективности управленческих решений. Сфера применения. Возможности многомерной статистики.
7. Бизнес-моделирование как метод оценки эффективности управленческих решений.
8. Цели, задачи, формы, этапы реализации бизнес-моделей.
|
|
9. Метод мониторинга в оценке эффективности управленческого решения: сущность, возможности, сфера применения.
10. Формы представления мониторинговой информации.
11. Структура системы мониторинга организации.