double arrow

БИЗНЕС-МОДЕЛИ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

С точки зрения современных воззрений, бизнес-моделиро­вание представляет собой разработку модели деятельности ор­ганизации с целью решения задач определенного типа, которые осознаются ее руководителями как весьма актуальные. Бизнес- модель предприятия — это совокупность графических и текстовых описаний, позволяющих понимать, а в случае использования электронных средств динамического моделирования имитиро­вать процесс управления предприятием. Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, когда руководство понимает, что предприятие должно перейти на новую ступень развития, например повысить качество произ­водимой продукции или оказываемых услуг, выйти на внешний рынок.

Одной из основных целей бизнес-моделирования в современ­ной России является решение задачи анализа и совершенство­вания деятельности организации. Поэтому ошибочно полагать, что бизнес-модель — это просто комплект документов, описы­вающий только бизнес-процессы предприятия. На самом деле в основе бизнес-модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, по большому счету полностью определяющие состав всех базовых компонентов бизнес-модели. Полномасштабная бизнес-модель предприятия должна определять:

бизнес-функции, описывающие, что делает предприятие;

бизнес-процессы, описывающие, как предприятие выполняет свои бизнес-функции;

организационную структуру, в элементах которой предписыва­ется, где исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;

фазы, определяющие, когда (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;

роли, определяющие, кто исполняет бизнес-процессы;

правила, определяющие связь между что, как, где, когда и кто.

Благодаря такой четкой детализации важнейших структур, функций и процессов, бизнес-модели могут быть использованы для оценки эффективности управленческих решений. В назван­ных бизнес-моделях оценка эффективности производится не только с помощью анализа функций, но и с помощью связанных с ними процессов, так как может оказаться, что все функции четко определены и распределены между сотрудниками, а сам процесс «разрывается». Поэтому очень важно «прописать» все управленческие процессы с указанием моментов принятия в них решений.

Бизнес-моделирование в управлении так же, как бизнес-моделирование в других сферах деятельности, включает в себя три этапа:

1) организационное моделирование;

2) моделирование бизнес-процессов;

3) количественное моделирование.

Первый этап состоит из функциональной и структурной мо­дели органа управления. Функциональная модель отвечает на вопрос: «Что?», или какие функции реализует структурное под­разделение, а структурная — на вопрос «Кто?», или кто именно реализует указанные в функциональной модели функции. Ор­ганизационная модель имеет иерархическую структуру и может быть представлена в документах трех видов: «Положение об организационной структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».

На втором этапе функциональная модель трансформиру­ется в процессную модель: отдельные функции представляются в виде последовательности взаимосвязанных бизнес-процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осущест­вляется определением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформи­руется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на во­просы: «Что?», «Кому?», «Когда?», определяя тем самым, какую роль в процессе играет определенная должность (сотрудник на определенной должности). Система из процессной и ролевой моделей представляет собой процессно-ролевую модель управ­ления, которая отвечает на вопросы: «Что?», «Кто?», «Кому?», «Когда?». Данная модель позволяет провести анализ достаточ­ности и необходимости функций, структурных звеньев, анализ распределения ответственности, выявить дублирование и «про­висание» функций. Однако эта модель дает представление о деятельности предприятия с определенной степенью точности. Так, например, она не показывает взаимосвязи между функ­циями, выполняемыми на предприятии, а также материальные и информационные потоки.

На третьем этапе бизнес-моделирования выделенные бизнес-процессы описываются количественно, если они допускают такое представление. Количественная модель бизнес-процессов отвечает на вопрос: «Сколько?».

Такой подход к оценке эффективности управленческих ре­шений дает возможность ее автоматизации на основе поддержки современными компьютерными программами. Возможен также «бумажный вариант» бизнес-моделирования, требующий боль­ших трудозатрат.

Бизнес-моделирование представляет некоторую интегриро­ванную последовательность шагов и рассчитано на то, чтобы органы управления сами создавали эти бизнес-системы и под­держивали их.

Оценка эффективности управленческих решений может быть также осуществлена на основе создания системы качества в ор­ганах управления — совокупности организационных и техничес­ких мер, необходимых для обеспечения гарантий соответствия требованиям стандартов, контрактам и т. п.

Заметим, что оценка входит как один из этапов в планирова­ние, разработку и принятие решений. В России оценка эффектив­ности управления является относительно новым направлением, хотя на практике ее элементы давно используются, например, в органах государственной власти. В настоящее время стоит задача всестороннего внедрения оценочных исследований управленчес­ких решений во все органы управления на всех уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: