С точки зрения современных воззрений, бизнес-моделирование представляет собой разработку модели деятельности организации с целью решения задач определенного типа, которые осознаются ее руководителями как весьма актуальные. Бизнес- модель предприятия — это совокупность графических и текстовых описаний, позволяющих понимать, а в случае использования электронных средств динамического моделирования имитировать процесс управления предприятием. Обычно бизнес-модель формируется в целях усовершенствования процесса управления, когда руководство понимает, что предприятие должно перейти на новую ступень развития, например повысить качество производимой продукции или оказываемых услуг, выйти на внешний рынок.
Одной из основных целей бизнес-моделирования в современной России является решение задачи анализа и совершенствования деятельности организации. Поэтому ошибочно полагать, что бизнес-модель — это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы предприятия. На самом деле в основе бизнес-модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, по большому счету полностью определяющие состав всех базовых компонентов бизнес-модели. Полномасштабная бизнес-модель предприятия должна определять:
• бизнес-функции, описывающие, что делает предприятие;
• бизнес-процессы, описывающие, как предприятие выполняет свои бизнес-функции;
• организационную структуру, в элементах которой предписывается, где исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;
• фазы, определяющие, когда (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;
• роли, определяющие, кто исполняет бизнес-процессы;
• правила, определяющие связь между что, как, где, когда и кто.
Благодаря такой четкой детализации важнейших структур, функций и процессов, бизнес-модели могут быть использованы для оценки эффективности управленческих решений. В названных бизнес-моделях оценка эффективности производится не только с помощью анализа функций, но и с помощью связанных с ними процессов, так как может оказаться, что все функции четко определены и распределены между сотрудниками, а сам процесс «разрывается». Поэтому очень важно «прописать» все управленческие процессы с указанием моментов принятия в них решений.
Бизнес-моделирование в управлении так же, как бизнес-моделирование в других сферах деятельности, включает в себя три этапа:
1) организационное моделирование;
2) моделирование бизнес-процессов;
3) количественное моделирование.
Первый этап состоит из функциональной и структурной модели органа управления. Функциональная модель отвечает на вопрос: «Что?», или какие функции реализует структурное подразделение, а структурная — на вопрос «Кто?», или кто именно реализует указанные в функциональной модели функции. Организационная модель имеет иерархическую структуру и может быть представлена в документах трех видов: «Положение об организационной структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».
На втором этапе функциональная модель трансформируется в процессную модель: отдельные функции представляются в виде последовательности взаимосвязанных бизнес-процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется определением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «Что?», «Кому?», «Когда?», определяя тем самым, какую роль в процессе играет определенная должность (сотрудник на определенной должности). Система из процессной и ролевой моделей представляет собой процессно-ролевую модель управления, которая отвечает на вопросы: «Что?», «Кто?», «Кому?», «Когда?». Данная модель позволяет провести анализ достаточности и необходимости функций, структурных звеньев, анализ распределения ответственности, выявить дублирование и «провисание» функций. Однако эта модель дает представление о деятельности предприятия с определенной степенью точности. Так, например, она не показывает взаимосвязи между функциями, выполняемыми на предприятии, а также материальные и информационные потоки.
На третьем этапе бизнес-моделирования выделенные бизнес-процессы описываются количественно, если они допускают такое представление. Количественная модель бизнес-процессов отвечает на вопрос: «Сколько?».
Такой подход к оценке эффективности управленческих решений дает возможность ее автоматизации на основе поддержки современными компьютерными программами. Возможен также «бумажный вариант» бизнес-моделирования, требующий больших трудозатрат.
Бизнес-моделирование представляет некоторую интегрированную последовательность шагов и рассчитано на то, чтобы органы управления сами создавали эти бизнес-системы и поддерживали их.
Оценка эффективности управленческих решений может быть также осуществлена на основе создания системы качества в органах управления — совокупности организационных и технических мер, необходимых для обеспечения гарантий соответствия требованиям стандартов, контрактам и т. п.
Заметим, что оценка входит как один из этапов в планирование, разработку и принятие решений. В России оценка эффективности управления является относительно новым направлением, хотя на практике ее элементы давно используются, например, в органах государственной власти. В настоящее время стоит задача всестороннего внедрения оценочных исследований управленческих решений во все органы управления на всех уровнях.