Заключение. Мне предложили написать небольшую рецензию на жилых дома, построенные в Западном административном округе Москвы

Мне предложили написать небольшую рецензию на жилых дома, построенные в Западном административном округе Москвы, предоставив возможность осмотреть их в натуре. Остановлюсь лишь на нескольких архитектурных аспектах зданий, скорее размышляя о них, чем оценивая. Их архитектура не лишена противоречий, отражая переходный характер нынешнего десятилетия, но она современна, как современен язык, которым мы сегодня пользуемся. Известно, что традиции прошлого, даже такого застойного, как наше, живучи и не так легко преодолеваются. Вспомним хотя бы знаменитый шаг 6х6, мифологизированный нашим профессиональным сознанием как некая данность свыше. Всего один пример. В начале 1960-х гг. решено было провести конкурс на очень вольную тему - «Дом для себя». И поразительная вещь - почти на всех планах, достаточно разнообразных по геометрии, были вычерчены «подложки» в виде модульной сетки 6x6 метров. А фасады жилых домов, равномерно покрытые стандартными балконами, независимого, какой этажности был дом и где он располагался - в новом зеленом микрорайоне или на шумной магистрали центра.

Против этого архитектурного безразличия первым выступил практичный обыватель, остекляя балконы и превращая их в своеобразные эркеры. Обыватель убедил всех, кроме архитекторов, которые продолжают и сегодня проектируют балконы и лоджии даже в центре города, где выходить на них никто не хочет. Москва давно уже не тот город, который советская пресса одарила самым чистым воздухом и самым белым снегом.

Теперь о самих домах, в которых присутствуют черты и недавно ушедшего, и нынешнего времени. К первому можно отнести достаточно ординарную, ортогональную в своей основе, планировку квартир и «традиционную» систему окон, балконов и лоджий. Ко второму – наличие подземных автостоянок, монолитно-бетонных конструкций больших (даже двухуровневых) квартир с множеством туалетов и других элементов современного комфорта и т.п. Рассмотрим их в следующем порядке - дом на Гвардейской улице, на Малой Филевской и, наконец, по проезду Загорского, позволяющем выстроить достаточно убедительный эволюционный ряд,

Дом на Гвардейской улице по своему объемному решению ближе всего к нашему типовому и панельному прошлому. Лишь нестандартное завершение и некоторые индивидуальные детали вещают его иное происхождение. Я специально не указываю на высокое качество строительных работ, так как оно является скорее показателем другой технологии, чем нового композиционного мышления. Следующий, на Малой Филевской. Более «смелый» - цилиндрический объем, живописная артикуляция окон, постмодернистский карниз и т.п. И третий, по проезду Загорского, мне представляется наиболее кардинальным по замыслу. Замкнутые объемы дома-башни или дома-пластины трансформированы здесь в пространственную двухчастную структуру, напоминающую катамаран. Пространственная структура этого микроквартала открывает путь к тому бесконечному разнообразию форм жилища, которые были умышленно забыты в эпоху застоя. Наиболее уязвимой темой архитектуры первых двух домов являются открытые лоджии, которым тоже грозит неминуемое остекление. В одном из них, кажется, в цилиндрическом доме на Малой Филевской, эго сделано уже в процессе строительства с помощью архитектора. Тем самым остановлена спонтанная интерпретация его фасадов.

Кстати, сегментную форму балконов этого дома трудно признать оптимальной. Возможно, только А. Аалто когда-то смог найти предназначение для такого сужающегося к краю пространства, предложив там точить карандаши. Но для этого во всех квартирах должны жить архитекторы, а во-вторых, с появлением компьютеров мы все реже занимаемся таким делом.

Так что проблема более осмысленного формирования этого промежуточного между комнатой и улицей пространства остается актуальной для нас, хотя в практике других стран, например, скандинавских, она успешно решается с помощью больших по площади, остекленных или открытых террас. Они ориентируются к парку, а не на проезжую улицу. Эта идея реализована в доме по проезду Загорского.

Подводя итог, необходимо сказать, что все три объекта являют собой пример архитектуры, в которой связь между планом, структурой и внешним видом здания происходит естественно. Так же естественно, как выход человека на улицы города в современной одежде, мало напоминающей костюмы наших далеких предков, каким бы привлекательными они нам не представлялись.

Элементы будущего ансамбля

В рамках «новояза», родившегося вслед за потрясениями начала 1990-х гг., появился термин «элитное жилье», по сути, ни о чем не говорящий, но претензий не лишенный. То, что мы обозначаем как «элитное жилье», существует во всех странах и подразумевает просто соответствие уровню дохода определенного слоя покупателей или нанимателей.


Жилой дон по ул. Крылатские холмы.
Уровень стоимости и расходов на эксплуатацию такого жилья оказывается в известной степени размытым, тем не менее существует набор обязательных элементов, присущих именно этому типу жилья. Среди них - достаточность общего метража квартиры потребностям пользователя, свободная планировка, обеспечивающая организацию интерьера квартиры в соответствии со вкусами владельца, несколько санузлов (если это не квартира-студия), тройная система охраны, утепленный гараж, бывает, напрямую связанный посредством лифта с жилой частью полная пожарная безопасность, ввод всех видов коммуникационных устройств, наличие помещений типа клубных и спортзоны с бассейном, сауной, фитнес-центром и т.д. Особые требования предъявляются к подбору строительных материалов на предмет их экологичности. Возможны эксклюзивные дополнения: камины, приквартирные садики на террасах и другие незаметные, но немаловажные мелочи. Значительную роль играет месторасположение дома, претендующего на подобный статус. Наконец, есть еще такое понятие, влияющее на отнесение к элитности, как архитектурное качество. Такая многофакторность убеждает, что элитность элитности рознь. Подтверждением тому – два дома, спроектированные ОАО «Стройпроект» в середине 1990-х гг. и последовательно в 1997-1999 гг., введенные в эксплуатацию. Особенностью обеих новостроек является их постановка на объектах ГО - попросту бомбоубежищах, что резко снижает начальную стоимость участка, но влечет за собой массу хлопот, так как в процессе строительства объект ГО должен находиться в режиме готовности. Архитектура дома №7 по улице Крылатские холмы довольно эффектно. План его представляет собой крест, правильность которого нарушается благодаря круглой башне, которую обнимают ортогональные блоки. Ее венчает стальной решетчатый карниз-корона, придающий некоторую брутальность. Облицовка монолитного тела зданию красным кирпичом с контрастными светлыми деталями из бетона, окно, заставляющие вспомнить А. Росси, мощный портал входа, фланкированный парой колонн, - все это приковывает внимание к дому-скульптуре, хорошо просматриваемому с улицы, спускающейся вниз по рельефу. Первый этаж здания, расположенный над утепленной автостоянкой на 50 машиномест, отдан под офисные и обслуживающие помещения. Среди последних следует выделить бассейн, пристроенным уже после сдачи дома и врезанный в естественный откос; сквозь витражи открывается дивный вид на спортзоны Крылатского и дали Москва - реки. Другая местная достопримечательность - ресторан и магазин кулинарии; по свидетельству авторов проекта, ресторан, работающий, в том числе и «на город», в основном заполняется жильцами дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: