Королевство элиты

В 1999 году вышла книга Д.Губина, Л.Лурье и И.Порошина «Реальный Петербург». Ее издание можно считать вехой, отмечающей возрождение элитного жилья в Северной столице. Повествование «о городе с точки зрения недвижимости и о недвижимости с точки зрения истории» было рассчитано на то, чтобы помочь состоятельным господам сделать грамотный выбор при покупке апартаментов. Наиболее выгодными территориями для капиталовложений признавались так называемый Золотой треугольник (между Фонтанкой, Невой и Невским), Таврическая улица, острова (Каменный, Крестовский, Аптекарский и Елагин). Несколько отставали Петроградская сторона и Московский проспект. Список самых престижных домов включал в основном памятники эпохи модерна и «сталинки».

За прошедшие пять лет ситуация изменилась в одном: элитным жильем стали называть нововозведенные квадратные метры, цена на которые превышает упомянутые в книге раз в пять. Что касается городских районов, то их значение практически не изменилось. Доказательство –сама география элитного строительства.

Первые элитные здания стали появляться в конце 90-х. В «Реальном Петербурге», например, упоминается жилой комплекс на Мичуринской улице Петроградской стороны. Пионер элиты, прозванный «малым Дворянским гнездом», совместил неоклассические реминисценции с модерновой облицовкой испанским гранитом, а пентхаусы – с балконами а-ля 137-я серия. Постмодернизм искал местные средства выразительности, вдобавок к московскому рождался «петербургский стиль», ключевым понятием для которого становилась контекстуальность.

Элитное строительство движется в целом от интерпретаций классики и модерна к более «современной» архитектуре. Под этим по большей части понимается использование больших плоскостей остекления и металлических деталей. Однако, как и в эпоху эклектики, они нанизываются на классическую основу. В этом смысле здания Герасимова, Рейнберга и Земцова не так далеко ушли от построек 1960-х годов. Любопытно, что в отличие от Москвы в петербургской элитной архитектуре пока не получили развития приемы неосталинского ампира. В основном они ориентируются на более ранние варианты неоклассики. Даже создавая достаточно монументальный образ, они избегают коннотаций с постройками 1940-1950-х годов. Редким примером отражения столичного сталинского ренессанса служит совсем не элитное здание в новостройках – у метро «Пионерская», напоминающее высотку МГУ (арх. М.Лапшина).

Сейчас, когда «Реальный Петербург» новой элиты обретает действительно реальные черты, приходится констатировать, что его архитектура пока не может сравниться с постройками того Старого Петербурга, который принято называть «призрачным». Занимая лучшие куски городской земли, где есть свежий воздух, вода и деревья, престижное жилье не создает того рафинированного образа привилегированного сословия, который присутствует даже в советском.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: