Что же может быть причиной конфликта?

Конфликты в коллективе

В предыдущих номерах мы писали о том, как справиться с трудными посетителями, как уладить конфликт в торговом зале аптеки. Однако, что греха таить, ссоры и недоразумения нередко происходят не только по ту сторону аптечного прилавка, но и "за его кулисами" - в помещениях, скрытых от глаз покупателей.

И уж если конфликт между сотрудниками действительно начался, то, как правило, он отнимает гораздо больше сил и доставляет гораздо больше неприятностей, чем "трудные" клиенты.

Поэтому речь сегодня пойдет о том, как эффективно взаимодействовать с коллегами по работе.

Повод и причина

Как возникает конфликт? Для того, чтобы это понять, необходимо ответить на два вопроса:

Что послужило поводом для конфликта и по какой причине он возник.

Разницу между причиной и поводом проще всего понять на примере. Предположим, что ваши сотрудники никак не могут решить, кто в какую смену выйдет на работу в праздничные дни. Если ситуация переросла в конфликт, то как правило, время работы является лишь поводом, обращаясь к которому люди пытаются выяснить, например, кто из них пользуется большим влиянием на руководителя или кого нужно больше пожалеть. В том случае, если руководитель аптеки реагирует только на повод, составляя "справедливый" график, то вскоре можно ожидать появление похожего конфликта на какой-нибудь другой почве (например, как разделить премию или кто должен выполнить не слишком приятную работу).

Что же может быть причиной конфликта?

Наиболее часто это распределение ресурсов. Причем под ресурсами совсем не обязательно имеются в виду деньги или прочие материальные блага. Ресурсами может быть время, влияние на руководителя, объем выполняемой работы и многое другое.

Например, одного сотрудника (самого бесполезного или безотказного) все время "отправляют на картошку", в то время как других привлекают в основном для "чистых" работ. Рано или поздно даже самый исполнительный человек взбунтуется, при этом его недовольство может проявиться как по отношению к руководителю, так и к своим коллегам. В этом случае часто делают вывод о неуживчивости и сложности самих участников конфликта, однако это не всегда соответствует действительности.

Дело в том, что широко известная причина конфликта - "трудный характер" одного из сотрудников - вопреки распространенным представлениям, по статистике занимает далеко не первое место. Бывает и так, что сложности характера заметны только двум - трем сослуживцам, остальные достаточно хорошо уживаются с "виновником несчастий".

Это уже говорит больше не о конфликтности одного отдельно взятого сотрудника, а о личностной несовместимости в коллективе, недостаточной гибкости или нежелании (неумении) находить взаимоприемлемые решения. Если в подобной ситуации выявляется и разрешается реальная причина конфликта, то "трудности" характера часто сглаживаются или вовсе исчезают.

Часто причиной разногласий становится различие в целях, которые преследуют разные люди. Например, для собственника аптеки это максимальная прибыль, а для наемного сотрудника - возможность получать зарплату, не перегружая себя. Противоречие целей трудно полностью преодолеть, но можно найти выход - сделать так, чтобы цели одного человека могли быть достигнуты только при условии достижения целей другого.

Еще одной типичной причиной появления конфликтов являются неудовлетворительные коммуникации - недостаточная или неточная информация, несвоевременное ее попадание к адресату и т.д. И здесь наличие конфликта часто усугубляет ситуацию - при сложных отношениях желание общаться, как правило, сводится к нулю. Выход в такой ситуации один - необходимо дать четкие инструкции, кому, когда и в каком виде должна попадать соответствующая информация. Сделать это для всех известными правилами игры и следить за их выполнением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: