Принципы речевой коммуникации

Основные принципы ведения разговора:

- принцип последовательности;

- принцип предпочтительной структуры;

- принцип кооперации (сотрудничества);

- принцип вежливости.

В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принци­пов, правил ведения разговора, которые позволяют координи­ровать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван прин­ципом последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожида­ние реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ; приветствие сопровождается при­ветствием; просьба — принятием или отклонением и т.д. Дан­ный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Другой принцип — принцип предпочитаемой структу­ры — характеризует особенности речевых фрагментов с под­тверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

Например:

1. А Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

В. Хорошо.

2. А Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

В. Я бы с удовольствием, но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувст­вую.

Пауза служит своего рода индикатором нежелательных от­клоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами.

А Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

А И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгу­ла, как вы просили.

В. Хорошо.

Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть со­беседника, избежать критической направленности разговора.

Основу речевой коммуникации составляет принцип коопера­ции, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г. П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

В работе формулируются конкретные правила, примене­ние которых способствует соблюдению этого принципа. Эти правила он делит на четыре категории — количества, каче­ства, отношения и способа.

Категорию количества он связывает с тем объемом инфор­мации, который требуется передать:

- твое высказывание долж­но содержать не меньше информации, чем требуется;

- твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

К категории качества Г.П. Грайс относит общий посту­лат: старайся, чтобы высказывание было истинным, а так­же два более конкретных: не говори того, что считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточ­ных оснований.

С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности: не отклоняйся от темы разговора.

Категория способа касается не того, что говорится, а то­го, как говорится: выражайся ясно; избегай непонятных вы­ражений; избегай неоднозначных выражений; избегай не­нужного многословия.

Автор подчеркивает целесообразность и полезность соблю­дения принципа кооперации и его правил для всякого, кто стремится к достижению конечных целей речевого общения (это могут быть передача и получение информации, оказание влия­ния на других и подчинение себя чьему-либо влиянию и т.п.).

Другой крупнейший зарубежный ученый Дж. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации — принцип веж­ливости, представляющий собой совокупность ряда правил (максим) (лат. Maxima regula – важнейший принцип, важнейшее правило) филос. Логический или этический принцип, важнейшее правило.

Кратко они формулируются следующим образом:

Правило (максима) такта: «Не следует затрагивать тем, потенци­ально опасных для собеседника (частная жизнь, индивиду­альные предпочтения и т.д.)».

Правило великодушия: «Не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его».

Правило одобрения, позитивности в оценке других: «Не осуждайте других; Не судите, да не судимы будете».

Правило скромности: «Не будьте высокомерны в разгово­ре с собеседником» (важнейшее условие развертывания ком­муникативного акта — реалистическая самооценка).

Правило согласия: «Старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей».

Правило симпатии: «Демонстрируйте доброжелатель­ность по отношению к партнеру» (определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт).

Названные принципы составляют основу коммуникативно­го кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта.

Базовые категории, формирующие коммуникативный ко­декс, — коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного ко­декса признаются критерий истинности (верность действитель­ности) и критерий искренности (верность себе).

При рассмотрении коммуникативного кодекса, анализе воз­можностей его использования в практике речевого общения, конечно, следует помнить, что сформулированные правила не имеют абсолютного значения. Ни одно из правил само по себе не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников, бо­лее того, соблюдение одного правила может привести к нару­шению другого и т.п. Однако нельзя не признать, что примене­ние описанных принципов позволяет более успешно организо­вать речевое взаимодействие, повысить его эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: