Принципы речевого общения – факторы, регулирующие общение и обеспечивающие его эффективность (принцип кооперации, принцип вежливости, принцип сохранения имиджа).
Принцип кооперации Герберта Пола Грайса (1913-1988):
Категория Количества связана с тем количеством информации, которое требуется передать:
1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).
2. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.
К категории Качества относится общий постулат «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным», а также два более конкретных постулата:
1. Не говори того, что ты считаешь ложным.
2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
С категорией Отношения связан один постулат - постулат релевантности:
Не отклоняйся от темы.
Категория Способа касается не того, что говорится, а того, как это говорится.
К этой категории относится один общий постулат — «Выражайся ясно» и несколько частных постулатов:
1. Избегай непонятных выражений.
2. Избегай неоднозначности.
3. Будь краток (избегай ненужного многословия).
4. Будь организован (логичен).
Импликатура – подразумеваемый, но эксплицитно (явно) не выраженный смысл высказывания.
2 типа импликатур:
1) конвенциональные – строятся на значении отдельных слов.
2) Неконвенциональные (речевые, коммуникативные). Дополнительные элементы смысла – результат взаимодействия семантики произносимого текста с особенностями речевой ситуации и ее участник
Принцип вежливости Джеффри Лича (р. 1936 г.)
Для гармонизации речевого общения необходимо придерживаться максим (постулатов) вежливости.
Эмоциональная окраска диалога должна быть положительной.
1) Максима такта: при оформлении высказывания необходимо уменьшать затраты слушающего и увеличивать его выгоду.2) Максима великодушия: уменьшать выгоду говорящего и увеличивать его затраты. 3) Максима одобрения: уменьшать порицание слушающего и увеличивать его похвалу.4) Максима скромности: уменьшать похвалу говорящего и увеличивать его порицание. 5)Максима согласия: уменьшать разногласия и увеличивать общность точек зрения. 6) Максима симпатии: уменьшать антипатию и увеличивать симпатию.