В зарубежной практике на предприятиях чаще используется метод прямого калькулирования себестоимости, или директ-костинг. В этом случае затраты подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят непосредственно от объема и структуры производства и реализации продукции. К ним относятся, например, амортизация основных средств, расходы по арендной плате, проценты по банковским кредитам и т.п. Постоянные расходы всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.
Переменные издержки непосредственно зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, заработную плату производственных рабочих и т.п.
Переменные издержки могут учитываться по конкретным видам, выпускаемой продукции. Они представляют собой нижнюю границу в ценообразовании. При оценке предполагаемой цены реализации производитель может уступить ту часть себестоимости продукции, которая относится к постоянным издержкам, поскольку эти расходы уже совершены вне зависимости от объема выпускаемой продукции.
|
|
Таким образом, метод директ-костинга дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе.
При планировании себестоимости предприятие кроме калькуляции и сметы затрат на производство разрабатывает сводную шахматную таблицу затрат на производство и реализацию продукции, отражающую взаимосвязи экономических элементов и калькуляционных статей затрат.
Основными плановыми и отчетными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:
• себестоимость единицы продукции в рублях, рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций;
• затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации, показывающее величину затрат в каждом рубле товарной продукции;
• процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предприятием в предшествующем году).
Расчет себестоимости обычно предполагает разработку плана снижения себестоимости товарной продукции.