Понятие и сущность менеджмента

Лекция № 1

Методологические основы менеджмента

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения цели организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и резервов.

Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Менеджмент – это всегда управление людьми.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления - термины "government administration" или "public administration" Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".

В фундаментальном Оксфордском словаре, менеджмент - это:

это способ, манера общения с людьми;

это власть и искусство управления;

это особого рода умелость и административные навыки;

это орган управления, административная единица.

Менеджер в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Результат их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

· к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

· к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

· к руководителю по отношению к подчиненным;

· к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Есть 5 базовых операций в работе каждого менеджера:

1. Менеджер устанавливает цели, т.е. он определяет задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

2. Менеджер организует, т.е. анализирует виды деятельности, решения, отношения. Распределяет работу, наделяет ресурсами, принимает решения по поводу проблемы.

3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Изучает потребности работников, анализирует информацию, доводит информацию до своих подчиненных.

4. Он устанавливает единицы измерения. Показатели работы задает менеджер. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результат.

5. Способствует росту людей, развитию, включая себя самого.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

Основная цель менеджмента: обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованное и эффективное функционирование всех внешних и внутренних элементов организации.

2. Виды, объекты и принципы менеджмента.

Вид менеджмента – специальная область управленческой деятельности.

Виды и объекты менеджмента:

ü Инновационный (объект – инновации)

ü Производственный (объект – производство)

ü Кадровый (объект – персонал)

ü Финансовый (объект – финансы)

ü Маркетинговый (объект – сбыт)

ü Менеджмент качества (объект – качество)

ü Экологический (объект – экология)

ü Информационный (объект – информация)

Кроме того, выделяют: - организационное управление (объект – процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею и.т.д.);

- перспективное и текущее управление (объекты – производство, МТС, сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы и эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации).

Принципы – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. Они определяют требования к системе, структуре организации и процессу управления (например, принципы А. Файоля).

Принципы управления делятся на общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер: целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность, планомерность и т.д..

Частные принципы управления имеют локальный характер: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, принцип научной обоснованности управления, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: