Основные средства выбывают вследствие физического и морального износа, продажи или безвозмездной передачи другим лицам, передачи в счет вклада в уставной капитал других организаций, стихийных бедствий. В сельскохозяйственных организациях осуществляется выбраковка продуктивного и рабочего скота в связи с потерей его продуктивности и племенной ценности и списание многолетних насаждений при утрате ими производственного значения.
Основанием для списания основных средств служит прекращение получения экономических выгод от их использования. Решение о выбытии основных средств принимается постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя. В состав комиссии включают заместителя руководителя организации, главного инженера-механика, главного агронома, главного зоотехника, инженера-строителя и работника бухгалтерии. При списании отдельных специализированных основных средств (гидротехнических сооружений, теплиц и др.) в комиссию включают специалистов соответствующего профиля. Списание застрахованных объектов производится в присутствии представителей страховой компании.
После принятия решения о списании комиссия составляет унифицированные и специализированные документы: акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4); акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а); акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46); акт на выбраковку животных из основного стада – индивидуальный (форма №106-АПК); акт на выбраковку животных из основного стада – групповой (форма №107-АПК); акт на списание многолетних насаждений (форма №108-АПК). Выбытие объектов основных средств (зданий, сооружений и др.) оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), где отражают информацию, характеризующую объект: дату постройки (поступления) и сдачи в эксплуатацию; балансовую стоимость, сумму начисленной амортизации, количество капитальных ремонтов и сумму затрат на их проведение. При ликвидации объекта на оборотной стороне акта отражают затраты по ликвидации и сведения о материальных ценностях, поступивших от разборки; рассчитывают результат от ликвидации.
Выбытие непригодных к дальнейшему использованию транспортных средств (при полной или частичной их ликвидации) оформляется актом о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а). В акте указывается первоначальная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, количество капитальных ремонтов и затраты на них, объем выполненных работ за период эксплуатации, отсутствующие детали, техническое состояние основных деталей, узлов и дается заключение комиссии о списании соответствующей машины, оборудования или транспортного средства. В отдельном разделе акта указываются затраты по ликвидации (со ссылкой на первичные учетные документы) и поступление от ликвидации (также со ссылкой на первичные учетные документы) материальных ценностей. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Госавтоинспекции. Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств.
Для оформления выбраковки из основного стада продуктивного или рабочего скота при утрате им хозяйственно-полезных качеств (значительном снижении продуктивности и способности к воспроизводству, работоспособности вследствие неизлечимых болезней, травматических повреждений, старости и т.п.) и передаче его на забой, постановке на откорм или продаже применяют акт на выбраковку животного из основного стада (индивидуальный) (форма № 106-АПК).
Акт составляется комиссией, в которую обязательно должны входить главный (старший) ветврач, а при необходимости – зоо- техник-селекционер, управляющий (заведующий) и зоотехник отделения фермы. В акте также отражается живая масса (кг) животного при выбраковке, первоначальная стоимость, амортизация, причина выбраковки (диагноз болезни). При убое животного непосредственно после выбраковки в акте указывается полученная продукция и ее дальнейшее назначение.
Для оформления выбраковки из основного стада группы продуктивного или рабочего скота при утрате ими хозяйственно-полезных качеств либо при обновлении стада предназначен акт на выбраковку животных из основного стада (групповой) (форма № 107-АПК). В акте перечисляются все животные, выбраковываемые из основного стада, с указанием клички или номера, возраста, пола, упитанности, живой массы (по данным учета и фактически), причины выбраковки и дальнейшего назначения (использования).
Для списания многолетних насаждений после истечения периода биологического плодоношения или нецелесообразности их к дальнейшей эксплуатации используется акт на списание многолетних насаждений (форма № 108-АПК). Документ составляется комиссией, в состав которой должен входить бригадир садоводческой бригады (при ликвидации сада) или агролесомелиоратор (при ликвидации полезащитной полосы или иных насаждений). В акте указывается: название насаждений, инвентарный номер, порода, сорт, площадь, год посадки, количество деревьев (кустарников) по данным последней инвентаризации, наличие пригодных деревьев (кустарников), процент изреженности, балансовая стоимость насаждений, сумма амортизации, заключение комиссии о раскорчевке. На оборотной стороне акта отражаются результаты раскорчевки: произведенные затраты (по статьям со ссылкой на документы), поступления от раскорчевки (виды материальных ценностей, их количество, сумма, ссылка на документы). Списание с баланса многолетних насаждений производится только после их полной раскорчевки.
Документы, подтверждающие факт списания, составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается улица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. На основании этих документов производятся записи в соответствующие регистры бухгалтерского учета. В условиях компьютерных технологий по сведениям, отраженным в них, формируются массивы переменных данных для последующей обработки и получения результатной информации.
Продажа отдельных объектов основных средств и передача в уставной капитал другим предприятиям осуществляется по договорным ценам. При этом в зависимости от вида основных средств составляется акт соответствующей формы.
В соответствии с действующими нормативными документами учет выбытия объектов основных средств может осуществляться по одному из двух вариантов: с применением специального субсчета к счету 01 «Основные средства» и путем прямого списания на счет 91 «Прочих доходов и расходов. Отраслевыми рекомендациями для отражений операций по выбытию животных из основного стада предусмотрено обязательное использование к счету 01 «Основные средства», субсчет 11 «Выбытие основных средств».
При прямом включении остаточной стоимости в состав прочих расходов вся сумма накопленных амортизационных отчислений списывается на уменьшение балансовой стоимости конкретного объекта записью:
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства».
Остаточная стоимость объекта переносится со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет этого же счета относятся и расходы, связанные с выбытием актива, а в кредит – доходы от выбытия объекта. В дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в состав операционных расходов могут быть отнесены:
а) начисленная оплата работникам, занятым демонтажем оборудования и транспортных средств – в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
б) сумма отчислений в фонды социального страхования и
обеспечения в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
в) принятые выполненные работы и потребленные услуги сторонних организаций, связанные с ликвидацией объекта в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в этом случае отражают:
а) полученные от разборки строительные материалы, запасные части, лом и т.п. в корреспонденции со счетом 10 «Материалы»;
б) суммы выручки при продаже объектов в корреспонденции
со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
в) признанные инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения» и др.
В итоге на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. С целью усиления контроля аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» может быть организован таким образом, чтобы обеспечить в его системе определение финансового результата по каждому выбывшему объекту.
Если работы по ликвидации основных средств осуществляются в течение продолжительного времени (разборка теплиц, животноводческих комплексов, оросительных сетей и т.п.), то к счету 01 «Основные средства» может быть открыт субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. На этот субсчет относят затраты, связанные с ликвидацией объекта. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость списанного объекта, увеличенная на сумму затрат по ликвидации относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Это позволяет обеспечить обособленное отражение данных об объектах, находящихся в процессе выбытия от других объектов (в эксплуатации, в запасе, на консервации и т.п.).
Выбытие животных основного стада отражается в бухгалтерском учете внутри счета 01 «Основные средства» – по кредиту субсчета «Скот рабочий и продуктивный» и дебету субсчета «Выбытие основных средств» с одновременным списанием числящейся амортизации: дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01, субсчет 11 «Выбытие основных средств». Далее отражается (списывается) остаточная стоимость выбывших объектов в дебет счетов: 11 «Животные на выращивании и откорме» – при переводе на откорм; 20 «Основное производство» субсчет «Промышленное производство» – при передаче на забой; 91 «Прочие доходы и расходы» – в случае продажи другим организациям.
При обнаружении недостач основных средств в системе бухгалтерских счетов составляют записи:
производится списание суммы начисленной амортизации –
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»
К-т сч. 01 «Основные средства»;
отражается сумма недостач в пределах остаточной стоимости –
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т сч. 01 «Основные средства».
В дальнейшем суммы, числящиеся на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относят в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Сумма разницы между рыночной стоимостью, взыскиваемой с виновного лица аналогичного объекта и его остаточной стоимостью, отражается в корреспонденции:
Д-т сч. 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов».
По мере взыскания с виновного лица суммы недостачи:
Д-т сч. 50 «Касса» или сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Одновременно соответствующая сумма разниц признается в составе прочих доходов отчетного периода записью:
Д-т сч. 98 «Доходы будущих периодов»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие
доходы».
При выбытии животных в случае падежа их стоимость списывается по кредиту со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 01, субсчет 11 «Выбытие основных средств», по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» списывается в кредит этого субсчета амортизация. Затем с кредита счета 01, субсчет 11 «Выбытие основных средств» стоимость животного относится в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а с кредита этого счета – на виновное лицо – в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба». Одновременно определяется разница в оценке до рыночной стоимости, которая также относится на виновное лицо с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов, субсчет «Разницы между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостачам ценностей». По мере удержания (погашения) сумма задолженности списывается со счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Одновременно соответствующая внесенная часть разницы между балансовой и рыночной стоимостью списывается с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Эти операции повторяются до полного погашения долга.
В учете сельскохозяйственной организации при передаче основных средств в уставные капиталы других организаций осуществляются следующие записи:
списывается начисленная к моменту передачи амортизация по основным средствам –
Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»
К-т сч. 01 «Основные средства»;
отражается передача инвентарного объекта в качестве вклада в уставный капитал в сумме равной его остаточной стоимости –
Д-т сч. 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции»
К-т сч. 01 «Основные средства»;
отражается сумма превышения договорной стоимости передаваемого основного средства над остаточной –
Д-т сч. 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»;
отражается разница в случае, если стоимость объекта основных средств, согласованная учредителями будет меньше его остаточной стоимости –
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Д-т сч.58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции».
Полученный убыток от передачи объекта основных средств в уставный капитал другого предприятия не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации.
При продаже основных средств записи производятся в обычном порядке: по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства» отражается списание, начисленной ранее амортизации. Остаточная стоимость со счета 01 «Основные средства» относится в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете учитываются и расходы, связанные с продажей основных средств (демонтаж, реклама, транспортировка и т.п.):
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т счетов 10, 70, 69, 60 и др.
Выручку от продажи основных средств учитывают в составе прочих доходов:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
С суммы начисленной выручки расчетным путем определяют величину НДС, подлежащего взносу в бюджет, и отражают:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Для расчета может быть использована следующая формула:
НДСП0С = (Впрод - ОСпрод) * РСНДС
где НДСпос – сумма от продажи основных средств;
Впрод – выручка от продажи, включая сумму НДС;
ОСпрод - остаточная стоимость проданного объекта;
РСНДС — расчетная ставка НДС (в настоящее время 18/118).
Операции по продаже земельных участков НДС не облагаются.
В налоговом учете сельскохозяйственных организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, финансовый результат от продажи основных средств для целей исчисления налога на прибыль определяется по формуле:
Фрос = Впрод - ВДСпос - ОСпрод - РПос
где Фрос - финансовый результат для целей исчисления налога на прибыль;
РПос — расходы по продаже основных средств.
Суммы полученного убытка от продажи основных средств в налоговом учете принято включать в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определенного как разница между сроком полезного использования и сроком его эксплуатации до момента продажи. В этих случаях срок полезного использования определяется исходя из правил налогового учета.
В связи с тем, что убыток от продажи основных средств в системе бухгалтерского учета полностью включается в финансовый результат в момент продажи, а в налоговом учете предусмотрено его равномерное включение в течение нескольких последующих периодов, то на счетах бухгалтерского учета предусмотрено принятие к учету отложенного налогового актива записью: