Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств
┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ Номер │ Наименование формы │ Формат │
│ формы │ │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-1 │Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме│ А4L │
│ │зданий, сооружений) │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-1а │Акт о приеме-передаче здания (сооружения) │ A4L │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-1б │Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств│ 2А4 │
│ │(кроме зданий, сооружений) │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-2 │Накладная на внутреннее перемещение объектов основных│ A4L │
│ │средств │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-3 │Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных,│ A4L │
│ │модернизированных объектов основных средств │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-4 │Акт о списании объекта основных средств (кроме│ A4L │
│ │автотранспортных средств) │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-4а │Акт о списании автотранспортных средств │ A4L │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-4б │Акт о списании групп объектов основных средств (кроме│ A4L │
│ │автотранспортных средств) │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-6 │Инвентарная карточка учета объекта основных средств │ А4 │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-6а │Инвентарная карточка группового учета объектов основных│ A4L │
│ │средств │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-6б │Инвентарная книга учета объектов основных средств │ 2A4L │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-14 │Акт о приеме (поступлении) оборудования │ A4L │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-15 │Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж │ A4L │
├────────┼───────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ ОС-16 │Акт о выявленных дефектах оборудования │ А4 │
└────────┴───────────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки.
Карточка состоит из семи разделов. В них указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия, сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляют на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковые стоимость, назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.). На малых предприятиях вместо инвентарных карточек можно использовать инвентарную книгу учета основных средств.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении), дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:
• 01 «Основные средства» (активный);
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»;
Дебет счета 01 «Основные средства»;
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 2 «Безвозмездные поступления» счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недвижимое имущество, принятое в эксплуатацию документы по которому переданы на регистрацию в Едином государственном реестре прав, но еще не зарегистрированное в реестре, можно учитывать на счетах 01 «Основные средства» (на специально выделенном субсчете) или 08 «Внеоборотные активы». Это определяется экономической сущностью объекта и учетной политикой организации.
При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».
При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту — все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
По окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разницу между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 91 «Прочие доходы и расходы» и списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым — по дебету счета 91 и кредиту счета 99.
Выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит — сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».