Факторы, определяющие социальную ответственность бизнеса

В последние годы традиционно развивается явление корпоративной социальной ответственности. Как соотносятся «корпоративная социальная ответственность» и «социальная ответственность бизнеса»? Как часть и целое. Социальная ответственность бизнеса – это объективная закономерность развития рыночного хозяйства, а корпоративная социальная ответственность – ее реальное проявление на современном уровне развития бизнеса и общества, их взаимодействия. Корпоративная социальная ответственность – реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития её коллектива и активного участия компании в развитии общества. (Корпорация - это крупное объединение, созданное с целью экономической деятельности в определенной сфере рынка).

Рыночная система хозяйства за многовековую историю своего существования прошла путь от классического капитализма с его стремлением к максимизации прибыли любой ценой, с присущим ему диалектическим противоречием между трудом и капиталом, к социально ориентированной экономике, когда прибыль создается работником, имеющим альтернативные источники дохода, а человеческий капитал превращается в важнейший интеллектуальный ресурс.

Возрастание роли ответственности бизнеса в обеспечении устойчивых конкурентных преимуществ национальной экономики обусловлено следующим:

1) социальной ориентацией рыночного хозяйства на постиндустриальном этапе развития. Научно-технический прогресс и быстрое обновление знаний, которые лежат в основе информации о новых, более современных и производительных технологиях, ведут к интеллектуализации производства и требуют увеличения затрат общества на подготовку высококвалифицированной рабочей силы. Бизнес вынужден принять на себя значительную часть этих затрат, поскольку его собственное развитие находится в прямой зависимости от качества и инновационных возможностей человеческого капитала.

2) появлением совершенно новых форм социально-трудовых отношений между наемным работником и предпринимателем: собственник интеллектуального капитала, даже работая по найму, является уже не столько исполнителем, сколько партнером по бизнесу – часто имеет в нем долю и участвует в его управлении. Принципиально иное положение наемных работников по отношению к владельцам материальных факторов производства является объективной причиной распространения социальной ответственности бизнеса в условиях рыночной системы хозяйства.

3) расширением и углублением рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики. Глобализация рынков, увеличение числа игроков на них и рост конкуренции обусловили постоянный рост транзакционных издержек, минимизировать которые возможно на основе создания формальных институтов согласования интересов между всеми основными участниками рыночных отношений: бизнесом, государством, обществом. В этих условиях бизнес вынужден брать на себя ответственность за многие направления развития общества, напрямую никак не связанные с его хозяйственной деятельностью (экология, социальные программы в области образования, здравоохранения, охраны труда, культуры, спорта).

В современной рыночной системе социально ответственный бизнес вынужден активно участвовать в формировании своей экономической среды обитания на всех уровнях национальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: