Вопросы социальной ответственности

Коммуникации в управлении организацией

Иерархические уровни этики бизнеса

Проблема этики бизнеса

Социальная ответственность этики бизнеса

Лекция №2

ТЕМА: Изучение проблемы социальной ответственности и этики в бизнесе, сущность коммуникационных процессов в организации.

1. Вопросы социальной ответственности

2. Понятие "деловая этика" и ее принципы

6. Содержание понятия «культура общения» и ее учет в управлении предприятием.

Организация — производственная целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей.

Одновременно организация — часть среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств информации, союзов и объединений людей, работников, собственников акций. Она находится в прямой зависимости от этой среды и должна наряду с обеспечением своих интересов удовлетворять ее интересы.

Сферы ответственности организации — защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, зашита прав потребителей и т.п. Бизнес в этом случае выступает в роли фактора ответственности за развитие общества.

Под юридической ответственностью понимают выполнение законов и норм государственного регулирования деятельности организаций. Социальная ответственность лежит вне или сверх юридической ответственности и имеет добровольный характер.

Наряду с такой формой социальной помощи, как добровольные пожертвования на местные благотворительные нужды, в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Проводятся социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность участия в их осуществлении работников фирм. Выполнение работ для общества способствует улучшению отношений между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное влияние на самих сотрудников и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, продукцию в которой нуждается общество, дарят эту ее (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятников, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т.п.

Социальная ответственность предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности организации необходимо постоянно приспосабливаться к окружающей среде и откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними. Понесенные расходы оправдываются благодаря совершенствованию различных направлений развития общества и улучшению отношения общества к организации. Разумеется, организации не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.

Мероприятия по социальной ответственности осуществляют как крупные организации, так и малые.

Однако на первом плане работы любой организации выступает обеспечение ее прибыльности, которая и является основой любых мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей.

Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными:

1) организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели;

2) организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1) Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, служат собственным интересам предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, более благополучном с социальной точки зрения, благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2) Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 1960-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.

3) Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4) Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности:

1) Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Поэтому социальные проблемы необходимо оставлять государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2) Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками, которые переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции.

3) Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность.

4) Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. У него нет опыта по решению проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

2. ПОНЯТИЕ "ДЕЛОВАЯ ЭТИКА" И ЕЕ ПРИНЦИПЫ

Этика бизнеса представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности, основой которой является уважение интересов, как своей фирмы, так и ее партнеров, клиентов и общества в целом непричинение ему (обществу) вреда. Подобное правило распространяется и на конкурентов. Так, в "Принципах международного бизнеса" - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 году в Швейцарии представителями ведущих компаний США, Западной Европы и Японии - запрещено наносить ущерб приемами, не связанными с конкурентной борьбой. Нормы этики направлены на получение благ максимальным числом участников рынка и предоставление равных возможностей доступа к ресурсам и результатам хозяйствования. Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации (инсайдерство), недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Взятки и хищения возмещаются за счет контрагентов и покупателей, нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация профессионального труда и "переманивание мозгов" искажают отношения на рынках труда. Получение выгодных заказов на условиях, противоречащих конкурсной основе, за взятки или посредством шантажа и угроз, также разрушают цивилизованный рынок.

К этическим принципам и нормам поведения деловых людей относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Этика бизнеса базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления, даже в мелочах, их интересовДругим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления "с наскока" слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Она рождает доверие, понимание и откровенность, помогает "гасить" конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит, в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими усилиями решать деловые задачи.

Этика бизнеса ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

У деловых людей всего мира существуют принципы деловой обязательности. В США, например, известен термин "Техасское рукопожатие", когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринимателей проста:

преуспевание = профессионализм + деловая обязательность.

В бизнесе есть золотое правило: "Заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе".

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой фирме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или необязательность предпринимателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: