Содержание деятельности

Ведущей идеей данной разработки, как и всего курса, является мировоззренческая установка: «Человек – часть природы, с ней он един, и от нее неотделим». Отчуждение человека от природы поставило его на грань экологической катастрофы. Переход к новой идеологии, идеологии человека – мудрого творца своего бытия, нравственное совершенствование самого человека есть непременное условие выживания самого человеческого рода”. Сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходим отказ от антропоцентрического мировоззрения, формирование эколого-этическая позиции и соответствующей ей деятельности учащихся.

Предлагаемая методическая разработка построена на принципах педагогики сотрудничества, индивидуальной и групповой работы с детьми, комплексного подхода к решению существующих проблем. Детям предоставляется возможность принять посильное участие в решении местных социальных и экологических проблем на основе полученных знаний. Задача получения качественного разностороннего образования решается одновременно с организацией детского досуга, и повышения культурного уровня школьников.

Воспитательная функция реализуется не только через содержание занятия, но и через форму организации учебной деятельности.

По данной теме предполагается проведение экскурсий на предприятия по приемке и переработке отходов, участие в городских, региональных, российских и международных акциях (Марш Парков, Антипластиковая сумка и т.д.), разработка собственных проектов по использованию отходов и оптимизации их накопления.

Ведется систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности, эмоциональной значимости изучаемого материала, причем комплексный подход к образованию сочетается с индивидуальным.

Подросток, получивший определенный багаж экологических знаний, в дальнейшем становится его активным носителем. Цель разработки - не специализация ребенка в области экологии и охраны окружающей среды, развитие личности, способной к созиданию и осознанному выбору в современном мире.

Обучение максимально приближено к жизни, ориентировано на решение местных экологических проблем, в том числе и проблем в области обращения с отходами. В результате реализации разработки «Экологический след» подростку предоставляется возможность принять посильное участие в конкретных делах – сшить и оформить антипластиковую сумку, организовать сбор макулатуры, раздельный сбор мусора на уровне семьи, класса, школы и увидеть результат своих действий.

Методы:

Лекции, беседы, экскурсии в городских парках, на берегах рек, а также на предприятия по переработке некоторых видов отходов.

Основные вопросы:

1. Устойчивое развитие, проблема дефицита ресурсов и энергии. В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию впервые на официальном уровне была отмечена взаимосвязь между деградацией окружающей среды, производством и потреблением товаров и услуг. Так, термин «устойчивое развитие» впервые вошел в международную политику. Рассматриваются основные составляющие устойчивого развития: экологическая, экономическая и социальная. Происходит обсуждение механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки внешних воздействий на окружающую среду, производимых предприятиями. Связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений. Важное место занимает и сохранение культурного капитала и многообразия человечества, более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих традиционных культурах.

2. Экологизация потребления, экологический след. Формирование экологически дружественной модели поведения. Многие товары и услуги являются навязанными рекламой, модой, пропагандой различных стереотипов жизни, направленных на постоянное приобретение новых товаров. Осознанное поведение потребителя может оказать влияние на производителя, что в свою очередь позволит сократить вред, неизбежно наносимый окружающей среде при производстве тех или иных товаров и услуг.

3. Пути уменьшения количества образуемых отходов, реализация в повседневной жизни концепции «экологически дружественного потребления». До 1990 года в СССР в системе Госснаба существовала система учета и использования вторичного сырья. Считалось, что использование вторичных материалов является мощным фактором ресурсосбережения. При переходе к рыночной системе хозяйствования старые методы перестали работать, не были созданы условия, которые стимулировали бы сбор и использование вторичного сырья в новых условиях. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, акционизировались и частично перешли на другие виды деятельности, что привело к резкому уменьшению сбора и использования вторичного сырья. И это несмотря на то, что значительную роль в обеспечении экологической безопасности играет решение вопроса хранения, переработки и утилизации отходов. Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему переработки отходов можно только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Без активного участия населения в подготовке отходов к переработке, решение проблемы не возможно.

4. Рост городов, вопросы организованных и спонтанных свалок, утилизации отходов. Одной из острейших проблем экологической безопасности является сложившаяся ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления. В настоящее время основным методом утилизации отходов в России является захоронение без какой-либо предварительной переработки. В европейской «иерархии отходов» данный метод утилизации является наименее предпочтительным. Только совместные усилия властей и населения могут изменить ситуацию в лучшую сторону.


Экологический след (тест)

Дорогие друзья!

Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста. Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.Жилье.
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира + 12
1.3 Коттедж на 2 семьи +23
Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.
2. Использование энергии
2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45
2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2
2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75
2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10
2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5
2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10
2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10
3. Транспорт
3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25
3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3
3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45
3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75
3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85
3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10
3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20
4.Питание
4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2
4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14
4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5
4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50
4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85
4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30
5.Использование воды и бумаги
5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5
6.Бытовые отходы
6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5
Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га *
3,6 га * *
5,4 га * * *
7,2 га * * * *
9,0 га * * * * *
10,8 га * * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: