Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления. Сущность и содержание управления персоналом. Объект и субъект управления персоналом. Цели и задачи управления персоналом. Численность и структура персонала.
Для того чтобы указать место и роль управления персоналом в системе управления организацией, необходимо выделить ключевые определения:
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения цели или целей.
Персонал организации – это личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками (профессиональными способностями: уровень образования, проф. навыки, опыт работы и т.д.) и имеющий трудовые отношения с работодателем.
Управление персоналом (УП) – это совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.
|
|
Объект УП – работники, на которых направлено воздействие функций УП.
Субъект УП – совокупность органов и работников, реализующих кадровые функции.
Предметом управления персоналом является действующий персонал предприятия и потенциальные работники.
Сущность управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач и достижения целей.
Содержание УП включает следующие направления деятельности:
- планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
- набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
- отбор: оценка кандидатов на рабочие места, отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
- определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот, в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
- профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней находит заслуженную оценку;
- обучение: разработка программ обучения персонала с целью эффективного выполнения работы и его продвижения;
- повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
|
|
- подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
- трудовые отношения: осуществление переговоров по заключению коллективных и индивидуальных договоров;
- занятость: разработка программ обеспечения равных возможностей занятости (гарантии занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и побуждают работников к повышению эффективности своей работы).
Главными целями управления персоналом являются обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития.
К числу основных задач управления персоналом относятся следующие:
- помощь организации в достижении ее целей;
- обеспечение организации квалифицированными и заинтересованными работниками;
- эффективное использование мастерства и способностей персонала;
- совершенствование мотивационных систем персонала;
- повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
- развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессионального образования;
- сохранение благоприятного морального климата в коллективе;
- управление внутриорганизационным движением персонала, взаимно выгодным для работника и администрации;
- планирование карьеры;
- влияние на творческую активность персонала, помощь в реализации инновационных планов организации;
- совершенствование методов оценки деятельности персонала и аттестация управленческого и производственного персонала;
- обеспечение высокого уровня жизни, который делает желанной работу в данной организации.
Основными характеристиками персонала являются численность и структура.
Численность определяется содержанием, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.
Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить.
Чпл = Чяв ∙ Кн,
где Кн= 1+ % плановых невыходов/100%, где Кн – коэффициент, учитывающий невыходы на работу по причинам (уч. отпуск, отпуск, бол.лист)
Поэтому персонал объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, то есть количеством работников, которые официально работают в организации в данный момент.
Списочная численность ежедневно учитывается табельными записями, в которых отмечаются как присутствующие, так и отсутствующие по тем или иным причинам.
Чспис= Чяв+Чнеявок/ Дп,
где Дп – число календарных дней в периоде.
Истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует явочная численность- численность списочного состава работников, фактически явившихся на работу.
Ч яв = Q/Ho ∙ Ксм,
где Q-кол-во единиц оборудования, Ho-норма обслуживания,
Ксм – коэффициент сменности.
Показатель использования списочного состава работников рассчитывается по формуле
Кисп = Чфакт/ Чспис.
Структура персонала организации определяется по категориям – руководители, специалисты, служащие, рабочие. Все категории персонала разделяются по профессиям, специальностям, квалификационным признакам и характеризуются специфическим местом в системе управления, особенностями профессиональной подготовки.