Художественное образование в современном мире

Сфера современного художественного образования – шире, чем просто сеть средних специальных и высших учебных заведений, которые готовят художников, музыкантов, искусствоведов и т. д.

В основе настоящего документа лежит понимание художественного образования как системы, потенциально охватывающей все слои общества и все сферы деятельности в регионе. Базируясь на функциях просвещения и обучения мастерству, художественное образование должно стать интегрирующей системой, стимулирующей творческие инициативы не только в искусстве и культуре, но и в других сферах – в науке, бизнесе, производстве, общественной жизни и политике.

Основанием для такой постановки вопроса являются следующие глобальные изменения:

· наступление «эпохи креативности». Современный мир входит в фазу «креативной экономики», в которой творчество выступает ключевым фактором экономического и социального развития. Креативность (творческая способность) перестает быть исключительной характеристикой художественных и других элит, она становится необходимым инструментом для достижения успеха, качеством, важным для самых разных профессий;

· демократизация культурного процесса. Вовлечение широких масс в культурный процесс происходило на протяжении XIX-XX вв., но именно на рубеже XX-XXI вв. в этой сфере произошла небывалая «бескровная революция». По подсчетам экспертов, в создании цивилизации участвовало примерно 20 млн имен и фамилий творцов в разных сферах. Сегодня, благодаря интернету, доступ к производству авторских продуктов получило около 2 млрд человек. Одновременно достижения культуры стали тотально доступными. Это актуализирует вопрос о необходимости столь же тотального образования в области эстетики и творчества;

· вызовы современного образования – изменения в профессиях и технологиях, развитие новых средств коммуникации. Традиционное образование передавало накопленную сумму знаний и стандартные практики, современное – обучает находить нестандартные эффективные решения, учиться и переучиваться в потоке перемен. Самый большой опыт такого подхода накоплен в сфере художественного образования, поскольку искусство – самая плюралистическая и диалогическая сфера человеческого опыта и это сфера, наиболее тесно соединяющая рациональный и интуитивный опыт.

Вместе с тем само художественное образование нуждается в модернизации, особенно в России, где сеть образовательных учреждений все еще несет печать советской идеологизированно-просветительской модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: