Понятие, виды и формы государственных решений

Деятельность политических институтов и органов административного управления воплощается в принятии и реализации со­ответствующих государственных решений: политических и административных. Анализ решений — неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их разработки, уровню участия различных субъектов, в том числе мас­совых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.

Решения принимаются на всех уровнях системы управления. Несмотря на различия типов и уровней решений, им присущи некоторые общие черты.

Государственное решениеэто выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Различают:

ü политические реше­ния — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп либо всего общества – например, государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции, законодательные акты конституционного характера, указы Президента по общим вопросам деятельности государства и др.

ü административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов текущей практической деятельности отдельных организаций – например, постановления Правительства, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Характеристики государственного решения:

ü авторитет решения, что означает уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;

ü диапазон решения, что характеризует политическое пространство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

ü информационная обеспеченность решения, т.е. информационная база его принятия, в том числе научная;

ü технология и стиль принятия решения — совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при формулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

ü типы принятия решений — демократический или авторитарный;

ü практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим принципам:

ü по уровню субъектов в системе государственной власти и управления — решения центральных и местных органов;

ü по характеру целей и задач — решения поли­тические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосудар­ственные или относящиеся к отдельным областям государствен­ной жизни;

ü по сферам жизнедеятельности общества — решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строитель­ства и пр.;

ü по масштабам охвата объекта управления — решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микро­социальные (относящиеся к отдельным группам производствен­но-экономических и социальных коллективов);

ü по управленчес­ким функциям — вопросам планирования, организации, контро­ля и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: