Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию.
В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Особое значение дополнительное образование имеет в сельской местности, обеспечивая социокультурные запросы детского населения.
Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. В настоящее время особую актуальность представляет рассмотрение вариантов взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности.