Профессиональное образование и карьера

В системе современного российского образования прочно утверди­лись такие общепринятые в практике мирового бизнеса и менеджмента понятия, как карьера, предпринимательство, коммерция. На протяжении могих предшествующих лет в отечественном управленческом лекси­коне, тем более в понятийном аппарате социально-культурного профиля,

они либо совсем не употреблялись, либо в них вкладывался совершенно иной, характерный для времен застоя, социальный смысл.

Сегодня нельзя рассматривать образование только как важнейшую общественную сферу социально-культурной деятельности, как средство профессиональной подготовки специалиста в отрыве от его дальнейшего карьерного роста. Совершенно очевидной стала необходимость более широкого введения понятия «карьерный рост» в общественную практику социально-культурной деятельности, одновременного раскрытая его гл\бокого нравственного смысла и этической основы.

Карьера в переводе с французского означает «успешное продвиже­
ние Гслужебной, общественной, научной и прочей деятельности». Пер­
спектива карьерного роста имеет важное психологическое значение для
тех, кто достоин продвижения по иерархической лестнице в различных
областях социально-культурной деятельности. Она выступает как мощ­
ный фактор духовного и профессионального самодвижения и саморазви-
тая личности со всеми вытекающими отсюда для неё благоприятными
последствиями. В практическом опыте учреждений социально-
культурной сферы карьера является средством стимулирования творче-
ской активности, углубления личного интереса у людей с незаурядным
личностным и служебным потенциалом.

В конечном итоге руководители и сотрудники учреждении культу-,
ры и досуга заявляют о себе профессионально. Особым признанием и;
поддержкой пользуются такие качества профессионала социально-,
культурной сферы, как предприимчивость, инициативность, изобрета­
тельность и мастерство в реализации творческих замыслов и идеи. Од-;
ним из слагаемых предприимчивости является нравственный подход к
делу высокий профессиональный долг и ответственность. В свое время
А С 'Макаренко, говоря о деловитости, подчеркивал, что это явление не
только экономического, но и нравственного порядка. Через деловитость
утверждается личное достоинство человека, его профессиональная честь.
Однако сознательное ограничение подхода к карьерному росту рам­
ками той или иной профессии невольно приводит к
оценке карьерных возможностей того или иного специалиста.
разие как видов и способов социально-культурной деятельности, так и,
существующих на сегодня потребностей самой социально-культурной
среды дает право говорить о широком диапазоне возможностей для карь­
ерного роста человека в этой среде.
Опираясь на позиции общественных наук, изучающих современны^


социальные отношения и социальные связи, карьеру в широком кон­тексте правомерно рассматривать как активное продвижение чело­века в освоении и совершенствовании способов его жизнедеятельно­сти и, как следствие, достижение соответствующего, достаточно ус­тойчивого социального статуса в сфере этой жизнедеятельности.

Сферу дополнительного образования правомерно рассматривать как в известной мере инновационный социально-культурный институт, куда человек приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству.

Сильной стороной дополнительного образования служит наличие и постоянное развитие социокультурного и этнокультурного потенциала, что постоянно отражается на его сущностных характеристиках и страте­гии. Авторские социокультурные школы, проекты и программы направ­лены на развитие и саморазвитие творческих способностей учащихся.

Вместе со всеми социально-культурными институтами учреждения дополнительного образования составляют в каждом регионе разноуров­невую и целостную систему, позволяющую индивидуализировать обра­зовательную траекторию человека в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства.

Чтобы повысить роль образования, этого крупнейшего социально-культурного института в реализации программ развития культуры, спор­та, социальной защиты населения, очень важно учитывать все аспекты влияния образования на жизнь региона.

Для восстановления практики социализации и воспитания, сохране­ния детей здоровыми в условиях деформированного социума необходи­мо решить проблему стабилизации образовательного пространства в рамках существующей социально-культурной сферы.

Для этого на протяжении последних лет отрабатываются модели но­вой перспективной адаптивной школы, как наиболее отвечающей ме­няющимся социальным и педагогическим условиям; предпринимаются попытки интеграции различных типов образовательных учреждений в целях формирования единого образовательного пространства и создания условий для трудовой деятельности подростков; воспитания человека, способного принимать самостоятельное решение в условиях современ­ной жизни. В последние годы значительно расширилась сеть специаль­ных образовательных центров для детей, имеющих физические, интел­лектуальные и психические отклонения. Эти учреждения также входят в систему дополнительного образования.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельност и,

Принятый в июле 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании», как известно, включил в себя принципиальное по­ложение, которое качественно дополняет и углубляет профессио­нальный статус социального педагога, занятого в сфере культуры, искусства и досуга, и не может игнорироваться при характеристи­ке содержания, организационных форм и технологии его подго­товки. Речь идет о четко обозначенных Законом структуре и функциях системы дополнительного образования детей и взрос­лых, в которую - наряду с традиционными внешкольными учреж­дениями и внеклассной работой - правомерно включить много­численную сеть социокультурных институтов и центров досуга. В них задействована сегодня огромная армия социальных педагогов культурологического профиля.

Таким образом, впервые законодательно закреплены фактиче­ские права и обязанности субъектов социально-культурной, досу-говой деятельности (в недавнем прошлом именовавшейся куль­турно-просветительной работой) в создании и развитии образова­тельной среды посредством реализации различных организацион­ных форм дополнительного образования. Широкая сфера допол­нительного образования в области культуры, творчества, досуга становится единым открытым для инновационных идей простран­ством взаимодействия и сотрудничества социальных педагогов как организаторов социально-культурной деятельности в школьных, дошкольных и внешкольных учреждениях, семейной и других

средах.

Задачами здесь являются: переход всех школ на региональный ба­зисный учебный план; разработка и внедрение регионального стандарта обязательных результатов обучения на основе Федерального стандарта обучения; разработка на основе регионального стандарта новых педа­гогических технологий, обеспечивающих дифференциацию обучения и развитие личности с учетом индивидуальных, культурных, конфессио­нальных и национальных особенностей учащихся; создание рынка учеб­но-методического и дидактического обеспечения регионального базис­ного учебного процесса; создание независимой аттестационной службы для учащихся, учителей, студентов и независимой системы аттестации и аккредитации учебных заведений; обеспечение нормативно-правовой базы образования; создание городской, многофункциональной, разно­уровневой системы непрерывного профессионального образования.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Здесь необходимы: формирование нового типа мыслительной дея­тельности на основе разработки содержания образования и образова­тельных технологий; изменение различных общественных практик и систем социокультурной деятельности на основе образования.

Таким образом, образование предстает как сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразова­ния выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению возникающих проблем и постоянному самооб­разованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу об­щественной практики социально-культурной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: