Характеристика социального заказа на дополнительное образование

Развитие дополнительного образования происходит через изучение, формирование и реализацию социального заказа, который отражает интересы и потребности личности детей и их родителей, как основных заказчиков и оценщиков качества образования. Социальный заказ – это запрос, исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования, т.е. родителей, общественных организаций, работодателей и т.д. Он обеспечивает чёткое определение стратегии развития системы дополнительного образования, внедрение инновационных средств, технологий и методик дополнительного образования, что позволяет оптимизировать процесс развития дополнительного образования детей. Именно учет потребностей основных заказчиков – детей и их родителей, позволит повысить спрос на услуги дополнительного образования и охват детей, занимающихся по программам дополнительного образования детей.

Выявление требований социального заказа школе - это видение, понимание, осмысление и обобщение реальных условий социокультурного окружения школы и тех потребностей, реализация которых является актуальной и жизненно важной. Социальный заказ в системе дополнительного образования связан с условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности.

Как считает М.Н. Арцев, характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается, из следующих основных компонентов:

· государственного заказа (его содержание определяется нормативными документами: общественные доклады, законодательные акты, общие принципы политики дополнительного образования);

· потребностей учащихся (выявляются в ходе анкетирования, устных опросов, экспертных оценок педагогов); ожиданий родителей (выявляются в ходе бесед, анкетирования и т.д.); профессионально-педагогических потребностей учителей (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, публичного обсуждения школьных проблем);

· требований и ожиданий сторонних организаций и учреждений, заказ которых выражен в потребности на определенные виды дополнительных образовательных услуг [6].

Поэтому под социальным заказом на дополнительное образование следует понимать всю совокупность запросов и требований, кото­рые предъявляются или могут быть предъявлены учреждению дополнительного образования детей любыми социальными субъектами.

Рассмотрим каждый компонент социального заказа. Под государственным социальным заказом понимается экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений.

Государство, как социальный заказчик, в значительной степени влияет на определение целей и направлений стратегического развития системы образования в целом и каждого конкретного образовательного учреждения. Сущность государственного социального заказа выражается в федеральных документах. Закон РФ «Об образовании» нацеливает школу на решение комплекса задач, определяя образование как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства» и в качестве принципа закрепляет за обучением «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

Основные ожидания государства в отношении результатов образования выражены к концепции модернизации образования и отражают основные цели функционирования. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны самостоятельно принимать решения, прогнозировать их возможные последствия, отличаются мобильностью, конструктивностью, умеют сотрудничать.

Социальный заказ общества на дополнительное образование выражается в определенных требовани­ях к личности, которые вытекают из социальной жизни общества, запросов заказчиков, пожеланий родителей и учащихся. Исследование социального заказа общества позволяет дифференцировать заказчиков по возрасту, полу, социуму, в котором они живут и учатся. Кроме того, оно помогает определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети, и то, какие из них вызывают наибольший интерес, выявить оценку удовлетворенности деятельностью дополнительных образовательных объединений разных учреждений образования.

Особой социальной группой, имеющей свои ожидания от системы образования, остаются педагоги. Профессионально участвуя в образовательном процессе, они должны реализовать государственный заказ, а значит, в значительной степени принимать те цели, которые обозначены в государственных документах. В то же время они имеют свое видение результатов образовательной деятельности, а будучи родителями, формируют определенные ожидания от школы [7].

Заказ сторонних организации и учреждений выражен в потребности на определенные виды дополнительных образовательных услуг со стороны различных организаций.

В настоящий период важно формировать личность с высоким уровнем потребностей в достижении успеха, с устойчивыми мотивами постоянной познавательной деятельности. Особенность на заказ к сфере дополнительного образования заключается в качественной подготовке учащихся, которые будут подготовлены к жизни в условиях нестабильности и быстроизменяющихся условиях. Для этого в образовании требуется осуществить переход от «человека знающего - к человеку умеющему». Современное общество видит потребность в человеке, владеющем способами и средствами сохране­ния и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений. Это предполагает построение такого образова­тельной системы, в которой каждый ученик школы может найти себя в деле, почувствовать на себе «ситуацию успеха» в решении проблемных ситуаций. Поэтому, руководителям, нацеленным на системное развитие дополнительного образования, важно постоянно изучать и анализировать социальный заказ, прогнозировать его изменения, чтобы обеспечить соответствие качества пред­лагаемых услуг реальным потребностям заказчиков.

Стремление к успеху в любой деятельности в школьном возрасте становится фундаментом для формирования направленности личности на дальнейшую социализацию, профессиональное самоопределение и достижения в любой деятельности. Быть успешным в современных условиях сможет тот, кто хорошо сумеет определить цель своей деятельности, спрогнозировать варианты для её достижения, анализировать собственные результаты. Для этого образовательным учреждениям необходимо заниматься:

· изучением социального заказа на дополнительное образование детей;

· развитием профильного образования ресурсами дополнительного образования детей;

· изучением содержания дополнительного образования детей на основе использования передовых технологий и методик;

· стимулированием инновационной деятельности педагогов и учащихся дополнительного образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: