Содержание:
Общая концепция современного дополнительного образования в России.
В качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в государственных документах, которые стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. N 61).
Ведущая роль в этом процессе отводится общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, очевидно, что концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, отражаются и в работе системы дополнительного образования детей, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.
Государством взят курс на расширение состава образовательных возможностей населения страны. Сделано это совсем не только потому, что так кому-то хочется, а потому, что формирование рынка образовательных услуг (нравится или не нравится это кому-то) есть объективная реальность. Сфера образовательных услуг будет расширяться, обусловливая прогрессивное развитие конкуренции.
Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации. Но, к сожалению, данный образовательный феномен на современном этапе рассматривается через призму школьного образования, что не способствует его развитию, не позволяет использовать уникальные возможности и накладывает отпечаток вторичности и несерьезности.
Основным смыслом идеи использования общим образованием потенциала дополнительного образования детей является изменение отношения взрослых (в данном случае профессионального педагогического и родительского сообществ) к креативным возможностям детей, признание их права на проявление инициативы и самостоятельности в добровольном выборе формы и содержания образования в соответствии со своими интересами.
Исходя конкретизации качественных характеристик дополнительного образования детей и опираясь на существующие государственные документы, можно высказать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности потенциала дополнительного образования детей, имея в виду как необходимость формирование готовности педагогического сообщества к профессиональной деятельности с их учетом.
Центральное место должна занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей. Как явствует из принятых документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются и стимулируются государством. Такой принцип может быть распространен и на учреждения дополнительного образования детей, если они смогут качественно ответить на подобный запрос государства и общества.
«Инновационность» заключается в новизне и содержания, и методов образовательной деятельности. Подобная новизна является, как правило, результатом творческого поиска педагога, воплощенного в конечном итоге в создании авторской образовательной программы. Следовательно, стимулирование такого поиска, в том числе через участие педагогов дополнительного образования в соответствующих конкурсах, оказание им методической помощи, экспертиза и сертификация таких программ, распространение лучшего опыта их создания должны стать ведущими направлениями целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей на ближайшие годы.
Следует отметить, что в данном случае может быть полезно использование опыта создания инновационных образовательных проектов, в том числе и в сфере дополнительного образования детей, которые ежегодно представляются на Российском образовательном форуме в Москве на Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании».
В ряде документов отмечалось, что качественное образование обеспечивается не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью образовательных программ». Понятно, что далеко не каждой образовательной программе дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный характер», но необходимо иметь это в виду, закладывать в программу возможность ее внутреннего развития в ходе реализации, предлагать детям разные варианты ее прохождения, в том числе и с учетом их индивидуальных возможностей. Естественно, это требует соответствующего методического обеспечения, помощи педагогам со стороны методистов разного уровня.
Неоднократно звучат предложения принять комплексные меры по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования, что будет способствовать повышению интеллектуального потенциала страны, помогать выявлению наиболее одаренной и талантливой молодежи во всех регионах Российской Федерации. Одним из средств достижения этой цели может стать развитие инфраструктуры детского художественно-эстетического, научно-технического просвещения, образования и научно-исследовательского творчества – региональных домов науки и творчества детей и молодежи, обучение одаренных детей.
Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования: в разработке специальных программ, нацеленных на работу с одаренными детьми, в использовании при их реализации самых современных информационных и иных технологий обучения, позволяющих выявлять и развивать творческие способности.
Внедрение современных образовательных технологий, вне которых немыслима какая-либо реальная инновационная деятельность в образовании, требует, среди прочего, разработки и размещения в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений. Очевидно, что подобные задачи актуальны и для системы дополнительного образования детей.
Обеспечение максимально широкого доступа педагогов дополнительного образования к достижениям их коллег, получение всеми заинтересованными лицами своевременной и оперативной информации о новых методах работы составляет одну важную сторону информатизации этой сферы. Кроме того, большое значение имеет и создание специализированных сетевых ресурсов, посвященных дополнительному образованию детей, чего можно достигнуть лишь объединением усилий всего профессионального сообщества, формированием в Интернет сетевого взаимодействия в пределах не только одного города или области, но и в более широких масштабах.
Подчеркивание в государственных документах актуальности и важности возвращения образованию воспитательной функции должно, по всей видимости, отразиться на дополнительном образовании детей в усилении воспитательного компонента в образовательных программах и в разработке комплексных воспитательных программ, охватывающих всю работу учреждения на основе четкого и точного выбора приоритетных целей воспитательного процесса и адекватных современному состоянию российского общества средств.
Внимание законодательной власти к вопросу, который все еще находится на периферии общественного сознания, вселяет уверенность в том, что в дополнительном образовании детей начинается новый этап. Есть надежда на то, что дети России будут иметь возможность на получение образования, отобранного в не ограниченном государственными образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека на основе принципов информационной безопасности, духовности и нравственности, присущих многонациональной культуре России.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что решение задач, объективно поставленных перед системой дополнительного образования детей в рамках реализации национальной образовательной политики, требует системного подхода и координации деятельности всех учреждений дополнительного образования детей, необходимые предпосылки для чего сегодня созданы программными документами.
Использование перечисленных выше идей и положений позволит прогнозировать приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить рациональные границы новаторства в системе дополнительного образования детей, оптимизировать работу с педагогическими кадрами, сделать ее более системной, целенаправленной, позволяющей решать задачи модернизации современного образования в России.
Дополнительное и общее образования в России.
Содержание:
Специфика современного дополнительного образования в России.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.
Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс., общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет около 39 % от общего числа обучающихся (по состоянию на 01.09.2009 г.).
Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.
Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни [4, с.18].
Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути.
Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), В. А. Березина рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти направления сложились неравномерно (см. Табл. 1).
Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей намного меньше.
Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой.
В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к дополнительному образованию.
История становления и анализ современного состояния дополнительного образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы; семьи.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно.
Дополнительное образование детей описается на следующие принципы: гуманизация; демократизация образовательного процесса; индивидуализация; педагогика сотрудничества.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.
Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов.
Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) осуществляют координирующие, информационно-организаторские, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.
В деятельности учреждения дополнительного образования важным компонентом выступает управление, обеспечивающее целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию системы; создание гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ.
Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, делегированию управленческих полномочий педагогам.
Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что в системе дополнительного образования (СДО) проходят с ребёнком другой образовательный путь. В СДО не только дают ему поддерживающую информацию; главное – это включают его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, приобретает умения и навыки, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право ребёнка на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождавших эту подсистему образования.
Если внимательно посмотреть на программы, которые реализуются в дополнительном образовании детей, то можно увидеть, что до 80% программ – практико-ориентированных. Это тем более важно сегодня, когда в общем образовании из-за экономических и прочих трудностей сворачивается этот практико-ориентированный компонент, а в СДО ребёнок имеет возможность и делать, и наблюдать, и обобщать, и извлекать знания в процессе взаимодействия с предметами труда.
Согласно перечню Министерства образования РФ в системе дополнительного образования детей выделены 10 видов учреждений, а внутри каждого вида многообразие определяется направленностью реализуемых образовательных программ: технических, экологических, социальных и других - до 15 направлений, которые имеют, в свою очередь, собственные модификации.
В число элементов системы дополнительного образования обязательно следует включить педагога и ребёнка.
Важной составляющей задачи учреждений дополнительного образования является профессиональная ориентация. Она должна быть одной из целевых функций этих учреждений.
Исходя из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения – государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия.
За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.
Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций.