Суперсплавы

Суперсплавы на базе никеля или никеля с железом в течение многих лет применяются при изготовлении деталей газовых турбин. Здесь весьма ценной является их способность при высоких температурах сохранять почти неизменной ту термостойкость, которой они обладают при комнатной температуре, а это имеет большое значение в условиях работы с преобладанием факторов, обусловливающих накопление усталости. Суперсплавы на базе никеля можно применять при температуре до 1100 °С, на базе никеля с железом — до 700 °С. В то же время указанное достоинство сочетается с затруднениями при ковке, прокатке и обработке резанием.

Химический состав наиболее известных суперсплавов приведен в таблице. Они имеют устойчивую аустенитную матрицу, упрочненную формированием когерентной кристаллизационной интерметаллической фазы. Микроструктура суперсплавов исключительно стабильна и не подвержена изменениям под воздействием нагревания и охлаждения. Несколько худшие характеристики суперсплавов на базе никеля с железом при высоких температурах объясняются именно присутствием железа.

Химический состав суперсплавов
Компонент Наименование суперсплава и содержание компонентов, %
Waspaloy Astroloy Inco 718 Inco 901
Никель 58,3 55,1 53,0 42,5
Железо Следы Следы 18,5 36,0
Хром 19,5 15,0 18,6 12,5
Кобальт 13,5 17,0 Следы Следы
Молибден 4,3 5,2 3,1 5,7
Алюминий 1,3 4,0 0,4 0,2
Титан 3,0 3,5 0,9 2,8
Углерод 0,08 0,06 0,04 0,05
Бор 0,006 0,03 Следы 0,015
Ниобий Следы Следы 5,0 Следы

В настоящее время проводится технико-экономический анализ применимости суперсплавов в железнодорожной промышленности, в том числе для изготовления колес подвижного состава с увеличенным сроком службы. Первые результаты анализа подтвердили возможность получения определенных выгод за счет практически полного устранения вероятности возникновения ползунов и мартенситных превращений в зонах, подверженных интенсивным тепловым воздействиям. Кроме того, ожидается существенное уменьшение темпов износа гребня и поверхности катания колес. Полагают, что, несмотря на возможность изготовления цельнокатаных колес, более целесообразным с экономической точки зрения будет сочетание колесных центров из обычной стали с ободами из суперсплава или даже нанесение покрытий из суперсплава на ободы колес из обычной стали.

Ph. Cassidy. International Railway Journal, 2001, № 12, р. 40 – 41.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: