Для контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобили оборудуют спидометрами и тахометрами. По принципу действия спидометры разделяются на индукционные и электрические, а по способу приведения в действие – с приводом гибким валом и электроприводом.
Скоростные узлы всех спидометров вне зависимости от типа привода имеют одинаковый принцип действия, но могут различаться конструктивным исполнением. Основу скоростного узла составляет индукционный преобразователь (рис. 5), включающий постоянный магнитен металлический диск 2.
Рисунок 5 Индукционный преобразователь
При вращении постоянного магнита относительно диска в последнем наводятся вихревые токи. Создаваемое вихревыми токами поле взаимодействует с магнитным нолем постоянного магнита. В результате этого создается вращающий момент, приложенный к диску в направлении вращения постоянного магнита. Пружина-волосок 1 создает противодействующий момент. В скоростном узле повороту подвижной системы противодействуют также момент от сил трения в опорах и момент от дисбаланса, но их влияние невелико и практически не сказывается на работе узла. Поворот стрелки 3 в зависимости от частоты вращения определяется взаимодействием только момента постоянного магнита и момента сопротивления пружииы-волоска, что обеспечивает линейную зависимость угла поворота подвижной системы от частоты вращения.
|
|
Скоростной узел спидометра приводится во вращение гибким валом или электродвигателем. Гибкий вал нашел широкое применение на автомобилях, однако он имеет ряд недостатков: быстрый износ, неравномерность вращения, ограничения по длине и сложность прокладки.