Приборы измерения давления (манометры) применяются в автомобиле для контроля давления:
масла в двигателе;
воздуха в пневматической тормозной системе;
масла в гидромеханической передаче;
в централизованной системе подкачки воздуха и др.
Эксплуатация автомобиля с неисправными приборами контроля давления масла и воздуха запрещена, так как может привести к аварийным режимам. Для экстренного привлечения внимания водителя во многих системах манометр дублируется сигнализатором аварийного давления.
В последние годы широко применяется прибор, контролирующий разрежение во впускном коллекторе — эконометр. Руководствуясь показаниями этого прибора, водитель имеет возможность выбора режима движения, соответствующего наименьшему расходу топлива.
По способу измерения манометры делятся на приборы непосредственного действия и электрические. Приборы непосредственного действия имеют чувствительный элемент и указатель, устанавливаемый на приборной панели. Давление контролируемой среды подводится к чувствительному элементу по трубопроводу. Электрические манометры основаны на преобразовании неэлектрических величин в электрические и содержат датчик и указатель, связанные линией передачи. К приборам непосредственного действия относятся манометры с трубчатой пружиной, а к электрическим — термобиметаллические импульсные и логометрические с реостатным датчиком.
Основной деталью манометра с трубчатой пружиной (рис. 1) является упругая плоская или овальная трубка 4 с поперечным сечением, симметричным относительно главных ее осей X и У. Трубка изогнута по дуге окружности и состоит из одного неполного витка. Один конец трубки впаян в штуцер 7, через отверстие в котором жидкость или воздух из контролируемой системы попадает в трубчатую пружину, а второй конец соединен с тягой 6, которая через передаточный механизм, закрепленный в корпусе /, приводит в движение стрелку 2 прибора.
Рисунок 1 Механизм манометра непосредственного действия
Под действием давления внутри трубки происходит ее расширение (размер по малой оси ее поперечного сечения У увеличивается, а по большой оси X уменьшается). Длина дуг А и А1, наружной и внутренней стенок трубки при этом практически не изменяется. Вследствие этого кривизна дуги, по которой изогнута трубчатая пружина, снижается, а трубка разгибается. При разгибании трубки ее свободный конец перемещается, передвигая связанную с ним стрелку прибора. Регулировка осуществляется с помощью подвижной платы 8 и винта 9.
В манометрах с трубчатой пружиной передача к стрелке 2 осуществляется трубчатым сектором 5 и трибкой 10. Пружина-волосок 3 на оси стрелки компенсирует влияние на показание прибора зазоров в передаточном механизме.