Механизмы социализации.
Идентификация - отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.
Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (манеры, движения, поступки).
Внушение- воздействие на поведение и психику человека. Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей,чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
Фасилитация («облегчение») - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.
Конформизм - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
|
|
Социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей). Поэтому различают два типа социализации:
1) первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
2) вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.
Что такое профессиональное самоопределение?
Какие факторы выбора профессии существуют?
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Академик Е.А.Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»).
1.Наличие склонностей (интересов).
2.Наличие способностей.
3.Притязания (предпочтения). Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
4. Мнение родителей, семьи.
5. Мнение сверстников.
6. Мнение одноклассников, друзей, товарищей.
7. Личный профессиональный план - это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель.
8. Знания о профессии.