Психологическое развитие подростка

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения.

Процесс формирования новообразований подросткового возраста растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Основным новообразованием подросткового возраста Л.С. Выготский и Эльконин Д.Б. считали чувство взрослости, под которым понимается переживание себя как взрослого, представление о себе, как о взрослом, стремление быть, казаться взрослым и действовать как взрослый. Основой возникновения данного новообразования является осознание физиологических сдвигов в собственном организме и субъективное переживание социальных изменений. Своеобразие подросткового чувства взрослости заключается в том, что подросток отвергает детские стереотипы поведения (не хочет казаться ребенком), но еще не имеет взрослых клише, то есть у него отсутствует полноценная взрослость. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

Т.В. Драгунова описывает несколько видов взрослости.

Первый вид взрослости - средством проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости, которое дается подростками легче всего, являются внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя, способы отдыха, свобода в режиме дня, и др.). Такой вид взрослости распространен среди подростков и отличается стойкостью, познавательные интересы при этом отходят на второй план или утрачиваются.

Второй вид взрослости – это подражание, равнение на психосексуальные образцы своего пола, то есть ориентация подростков на определенное содержание мужского или женского идеала. Желание обладать качествами «настоящего мужчины» или «настоящей женщины» заставляют подростка подражать персонажам из фильмов и книг, знакомым, родителям, сверстникам.

Взрослость в познавательной сфере и интересах можно охарактеризовать как интеллектуальную взрослость. Она проявляется в познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы учебной программы (кружки, факультативы, секции, самостоятельная работа и др.).

Развитие направление социально-моральной взрослости осуществляется, если подросток равняется на взрослого как образец деятельности и старается вступить его помощником. Т.В. Драгунова отмечает, что такая ориентация явственнее наблюдается в семьях, переживающих трудности, где подросток фактически занимает положение взрослого. Это прививает подростку ответственность, самостоятельность, внутренние нормы взрослой жизни.

Л.С. Выготский указывал еще на два новообразования подросткового возраста (развитие рефлексии и на ее основе – самосознания), которые были подробнее исследованы Л.И. Божович. Автор называет основными новообразованиями подросткового возраста следующие:

· новый уровень самосознания, проявляющийся в способности подростка познать самого себя как личность и обусловленный развитием понятийного мышления;

· формирование самоопределения, основывающегося на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, опирающегося на формирующееся мировоззрение, характеризующееся учетом своих возможностей и внешних обстоятельств и связанное с выбором профессии;

· развитие рефлексии, формирующейся одновременно с развитием самосознания.

Содержание развивающегося самосознания составляют ценности, которые подросток активно присваивает и которые существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, требования к себе и другим, критерии оценок и самооценок. В доподростковом возрасте самооценка строится, в основном, на оценке ребенка взрослыми. В подростковом возрасте возникает потребность изучить свои особенности, которая выражается в интересе к себе и размышлениях о себе. Характерной чертой этих размышлений является то, что подросток прежде всего обращается к своим недостаткам и только потом – к своим достоинствам и возможностям, индивидуальности и особенностям личности в целом.

Рассматривая интересы подросткового возраста, Л.С. Выготский выделил «эгоцентрическую доминанту» (интерес к собственной личности), «доминанту дали» (установку на обширные, большие масштабы, которые для него субъективно легче достижимы, чем ближние цели), «доминанту усилия» (тягу к сопротивлению, которые проявляются в упрямстве, негативизме, протесте, конфликтах со взрослыми и др.), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется - он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью, который может принять форму определенных поведенческих реакций, еще не являющихся патологическими или девиантными, но иногда перерастающими в «краевые психопатии» или девиации поведения. К таким реакциям относятся «реакция оппозиции» (активный протест, выражающийся иногда в делинквентном поведении, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты или недостаток внимания со стороны взрослых) и «реакция эмансипации» (стремление освободиться от опеки, контроля и покровительства старших, которое проявляется в желании сделать все по-своему, а в крайних вариантах - в побегах из дома). Опасность таится и в случае, если в какой-либо области подросток испытывает затруднения. У него может возникнуть настойчивое стремление добиться успеха именно в той области, в которой он слаб («реакция гиперкомпенсации»); а неудача в некоторых случаях заканчивается нервным срывом.

А.Е. Личко отмечает, что именно во подростковом возрасте происходит настолько яркое заострение некоторых типологических черт характера, что оно напоминает патологические аномалии. Такое явление было названо акцентуацией характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным факторам среды при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В динамике акцентуаций характера выделяют следующие наиболее значимые феномены:

· Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте с последующим сглаживанием и компенсацией;

· Возникновение на фоне акцентуации характера нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и др.;

· Развертывание черт акцентуированного характера при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций;

· Место наименьшего сопротивления, удар по которому наиболее болезнен, у каждого типа акцентуации характера индивидуален.

Классификация А. Е. Личко предназначена специально для подросткового возраста и включает следующие типы:

1). Гипертимный тип. Главная их черта - почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта «солнечность» омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремлением к лидерству в этих компаниях. Они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Реакция увлечения отличается богатством, разнообразием проявлений, и крайним непостоянством хобби. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, но не выбить надолго из колеи.

2). Циклоидный тип. В детстве ничем не отличается от гипертимов, но с наступлением пубертатного возникает первая субдепрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, избегаются компании сверстников и т.д. Созвучно настроению всё приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые появляются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и упрёки нередко отвечают раздражённо, порой грубо и гневно, но, в глубине души, впадают в ещё большее уныние.

3). Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения. О формировании этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого ничтожно малы. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности, утраты способны вызвать острые аффективные реакции.

4). Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не присущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжительность.

5). Сенситивный тип. Не любят озорных игр, избегают больших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но это не свойственные шизоидам аутистические склонности. Они достаточно общительны. Сверстникам они предлагают игры с малышами, большая привязанность к родным. Школа поначалу трогает, но затем, привыкнув, они неохотно переходят в другой коллектив. Упреки, нравоучения вызывают угрызения совести и даже отчаяние, вместо обычного, свойственного подросткам, протеста. В себе видят много недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.

6). Психастенический тип. Основными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения обсессий - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представлений.

7). Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакт. Шизоидные подростки страдают от своего одиночества (в большинстве случаев), и еще больше уходят в себя. Начинают бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений.

8). Эпилептоидный тип. Главной чертой этого типа является аффективная взрывчатость, отличающаяся не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость - циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Повод может быть случайным и обычно играет роль последней капли.

9). Истероидный тип. Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Им нужно восхищение, удивление, почитание, сочувствие. В худшем случае предпочитают даже негодование или ненависть окружающих, но только не безразличие и равнодушие. Большая склонность к рисовке и позёрству. Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм - напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, по которому можно выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемлённое самолюбие, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность.

10). Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.

Существую явные (50%) и скрытые (50%) акцентуации, а также чистые (50%) и смешанные (50%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: