Социально-психологические изменения в подростковом возрасте

Социальная ситуация развития подростка, по Л.С. Выготскому, отличается двумя тенденциями: 1) процессы, тормозящие развитие взрослости (зависимость от родителей и учителей, отсутствие постоянных социально значимых обязанностей помимо учебы и др.); 2) овзросление (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и др.). Так как вариантов взаимодействия этих тенденций существует множество, то и индивидуальные варианты развития весьма разнообразны. Именно в подростковом возрасте наблюдается огромный разрыв между подростками в усвоении обязанностей и норм поведения, интересах и устремлениях.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте связана с переходом от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к новому типу, характерному для взрослых людей. Это происходит в процессе постепенного замещения родительской опеки зависимостью подростков от других социальных институтов. При этом эмоциональные связи и материальная зависимость от родителей сохраняется, что усугубляет трудности как самого подростка, так и взрослых.

Специфичность социальной ситуации подростка заключается в том, что права взрослых он ограничивает, а свои расширяет, претендуя при этом на уважение его личности, доверие, самостоятельность, то есть признание его равноправным со взрослыми. Так как эти претензии подкреплены обостренным у подростка чувством собственного достоинства, то подчас их выражение бывает очень бурным: обиды, протесты, негативизм, упрямство, уход из школы. Найти удовлетворяющее подростка место в системе отношений со взрослыми большинство подростков не могут. Этому мешают, во-первых, стереотипы воспитания, заключающиеся в привычке контролировать и управлять ребенком (как со стороны родителей, так и со стороны учителей); во-вторых, полная материальная зависимость от родителей; в–третьих, неизменность общественного положения подростка (он по-прежнему является школьником, лишен гражданских прав, не может легально зарабатывать и др.); в-четвертых, сохранение у подростка детских черт в поведении. Т.В. Драгунова отмечает, что если взрослые могут перестроить свои отношения со взрослеющим ребенком, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз развития более благоприятен. Если же родители продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

И в первом, и во втором случае для подростка характерна переориентация от отношений с родителями на отношения со сверстниками и господство детского общения над взрослым, так что Д.Б. Эльконин предлагает считать общение со сверстниками ведущей деятельностью подросткового возраста.

Вопрос о том, какая деятельность в подростковом возрасте является ведущей, решается различными авторами по-разному.

Д.Б. Эльконин считает ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте общение со сверстниками, в котором осваивается область моральных норм и строятся социальные взаимоотношения. Общение со сверстниками выходит за пределы школы, выделяется в самостоятельную сферу жизни, представляет для подростка большую ценность и может отодвинуть на второй план учение и общение с родителями. Даже равное общение со взрослыми не может заменить общение со сверстниками, так как второе обладает особой притягательностью для подростков в силу равенства его участников. В.Д. Менделевич отмечает, что поведение подростков по сути является коллективно-групповым и предоставляет подросткам важный специфический канал информации, по которому они узнают необходимые сведения, не сообщаемые им взрослыми (например информация по вопросам пола).

И.С. Кон исследовал подростковую и юношескую дружбу и установил, что она имеет исключительное значение для становления личности подростка. Дружеские отношения в подростковом возрасте отличаются ростом их избирательности (четко разграничивается дружба и товарищество), устойчивости (благодаря росту терпимости, общему повышению стабильности интересов и предпочтений) и глубины (основными критериями дружбы называются взаимопомощь и верность, а также психологическая близость). Подростковый возраст отличает «жажда полного и безоглядного самораскрытия», которую подросток не может удовлетворить при общении со взрослыми или младшими детьми. Поэтому чаще всего в подростковом возрасте и мальчики, и девочки выбирают в друзья ровесников, которые переживают те же чувства и тяготятся теми же проблемами. Общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач: 1) это очень важный канал специфической информации (которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить у взрослых); 2) это специфический вид деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения и т.д.); 3) это специфический вид эмоционального контакта (осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость).

Для старшего подросткового возраста Д.Б. Эльконин называет ведущей учебно-профессиональную деятельность. Различие с учебной деятельностью младшего школьного и младшего подросткового возрастов состоит в том, что появляется дифференцированное отношение к учителям и учебным предметам. Если в предподростковом и младшем подростковом возрасте ребята ориентируются на отношение учителей к ним, то в старшем – на качество преподавания. Если в предподростковом и в младшем подростковом возрасте ребята оценивают учебные предметы по тому, как к ним относится учитель и какие оценки они получают, то в старшем – по содержанию. Деление на «нужные» и «ненужные» предметы определяется также профессиональными намерениями подростка.

В подростковом возрасте в учение вносится элемент самостоятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки школьной программы. Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учебную деятельность многих подростков (особенно старших) можно назвать зрелой, так как она приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Д.И. Фельдштейн считает ведущей деятельностью подростков общественно полезную деятельность (например, посещение спортивных секций, творческих кружков, участие в молодежных движениях и др.). А.Н. Леонтьев, характеризуя общественно-полезную деятельность, выделяет в ней следующие компоненты: 1) мотивом является личная ответственность за порученное дело как реализация потребности в самовыражении себя в обществе; 2) содержанием является общественно полезное дело; 3) структура определяется многоплановыми целями взаимоотношений подростка в различных группах.

Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что в школе недостаточно большое внимание уделяется общественно полезной деятельности, игнорируется ее воспитательное значение, не учитывается ее значимость для подростка. Часто общественно полезная деятельность в школе организована лишь формально, ограничена рамками классного коллектива, не дифференцирована по возрастам. Все эти факторы оказывают воспитательное воздействие, прямо противоположное желаемому: не затрагивает мотивационную сферу подростка, обуславливают отчуждение отданной деятельности, прививают отношение к ней как к чему-то формальному, ненужному, не оцениваемому.

Исследования поведения подростков в группе выявило влияние направленности группы на личностное развитие, профессиональное самоопределение, групповую активность и социальную адаптацию. Это еще раз подчеркивает, что, оказавшись в группе с асоциальным поведением и ценностями, подросток не может противостоять им, а копирует подобное поведение, несмотря на запреты взрослых. Подобная тенденция называется «реакцией имитации» - стремлением подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников.

Действительно, филогенетический стадный инстинкт, «реакция группирования» (особенно выраженная у мальчиков, т.к. у них напряженная потребность в общении часто превращается в непреодолимое «стадное чувство»: они не могут и часа пробыть вне своей компании) предопределяет возникновение в среде подростков групп или общностей со своими собственными нормами и законами.

Особенную опасность представляют группы, требования которых не совпадают с требованиями родителей, школы, закона. Именно такие группы становятся регулятором поведения для педагогически запущенных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения, легко объединяются в группы, поэтому для психолога особенно важно понять социально-психологические законы функционирования групп в среде подростков, а при работе с несовершеннолетними правонарушителями в первую очередь необходимо ограничить контакты подростка с асоциальной группой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: