Методические рекомендации для самостоятельной работы

По каждой из указанных тем для студентов предлагается подготовить и выступить с соответствующим докладом. Из примерной тематики докладов (кратких сообщений) студент может выбрать одну из предложенных тем курса, либо предложить определенный аспект ее рассмотрения, согласовав с преподавателем.

Цель доклада по данному курсу заключается в том, чтобы детально изучить и самостоятельно проанализировать выбранное методологическое направление в современной исторической науке.

Для этого необходимо опираться на опубликованные работы, тексты представителей данного направления, предложенные в списке. При этом студент должен обстоятельно изучить научно-исследовательскую литературу по избранной проблематике (монографии, статьи в научных и научно-популярных журналах). Рекомендуется также обращаться к материалам тематических сайтов Интернета.

Структура доклада (продолжительность в 15-20 мин.) должна включать в себя следующие разделы: история возникновения и развития данного направления, его основные представители и их «ключевые» работы, методологическая концепция, основные идеи и понятия, характеристика основных методов исследования и специфики источников, список использованных источников и научно-исследовательской литературы. В «заключении» необходимо сформулировать общие выводы о значимости и актуальности данного направления, и определить возможности использования данного подхода в научно-исследовательской работе. Желательно, чтобы студент выбрал для изучения то направление из современных методологических направлений исторической науке, которое в большей степени соответствует или близко его собственному научному исследованию в рамках подготовки выпускной квалификационной работы. При использовании информации из сети Интернет следует указывать электронные адреса использованных ресурсов.

4.2. Список литературы:

1. Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки // Вопросы истории. - 1992. - № 8-9. - С. 159-166.

2. Гуревич А.Я. Историк конца XX века в поисках метода. // Одиссей. М. 1996

3. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993.

4. Дэвис Н.З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.

5. История и антропология. Антология. Алетейя, 2006 г.

6. К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.

7. Кирчанов М.В. Психоистория: история и основные направления исследовательской деятельности. http://webhost.kemtel.ru/~psynet/Public/psyhistori.htm

8. Кнабе Г.С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления // Одиссей. 1993. М. 1994

9. Копосов Н. Е. Как думают историки. М., 2002

10. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998

11. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

12. Медушевская О. Румянцева М. Методология истории. М., 1997.

13. Могильницкий Б.Г.. Николаева И.Ю.. Гульбин Г.К. Американская буржуазная "психоистория". Томск., 1985.

14. Мучник В.М. Историческое сознание на пороге XXI века. От логоса к мифу // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 25. Томск. 1999

15. Прошлое - крупным планом. Антология. Алетейя, 2003 г.

16. Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998.

17. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002

18. Савельева И.М.. Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

19. Семья, дом и узы родства в истории. Антология. Алетейя, 2004 г.

20. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000

21. Филюшкин А.И. Методологические инновации в современной российской науке (вместо предисловия) // Actio Nova 2000: Сборник научных статей. М., 2000. С.7-50

22. Филюшкин А.И. Новое в исторической науке. Программа курса. http://www.novist20w.narod.ru/

23. Филюшкин А.И. Произошла ли методологическая революция в современной российской исторической науке? // Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения академика А.С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские Чтения по теории, методологии и философии истории. СПб., 2003. Вып.I. С.59-68

24. Филюшкин А.И. Смертельные судороги или родовые муки? Споры о конце исторической науки в начале ХХI в. //Россия ХХI. - 2002. - № 4. - С.64-99

25. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

26. Человек и природа. Экологическая история. Антология. Алетейя, 2008 г.

27. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: