Современные методологические подходы в зарубежной исторической науке
Рабочая учебная программа
курс по выбору
Специальность 050401 - «История»
Пермь
ПГПУ
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………3
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………...3
2. Программа курса…………………………………………………………….....4
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля………6
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................... ……………...6
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы............ …….6
4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………......7
4.1. Методические рекомендации для самостоятельной работы ….…………7
4.2. Список литературы ……………………..………………………………….8
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………….......10
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
|
|
Практика работы со студентами показывает, что многие студенты-историки не владеют в достаточной мере системой современных методологических знаний, необходимых для самостоятельного написания научного сочинения. Сказываются слабое знание современного состояния западноевропейской социальной философии и философии истории, ограниченный доступ к литературе и источникам по зарубежной истории. В этой связи представляется важным познакомить студентов с основными ведущими направлениями в современной зарубежной исторической науке.
Курс Современные методологические подходы в зарубежной исторической науке входит в число курсов по выбору для студентов 5 курса (10 семестр) из блока дисциплин ГСЭ.
Основной целью курса является характеристика ведущих направлений исторической науки в ХХ – XXI вв. Ознакомление студентов с современным состоянием историко-методологической мысли, новейшими представлениями о природе исторической науки и ее месте в жизни общества. Соответственно этому в курсе раскрываются своеобразие подходов к историческому познанию в рамках определенных направлений. Кроме того, рассматриваются взаимоотношение истории и современности и вытекающие отсюда социальные функции исторической науки.
Задачи курса:
· осветить основные проблемы зарубежной исторической науки в ХХ в.;
· охарактеризовать основные черты, присущие зарубежным историко-научным сообществам, школам и направлениям;
· сформировать представление о процессах, происходивших в исторической науке в мире на протяжении ХХ в., определить основные линии взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития науки;
|
|
· дать понятие об основных исторических воззрениях и концепциях;
· познакомить с многообразием методологических доктрин и концепций, получивших развитие в зарубежной историографии на рубеже тысячелетий.;
· дать знание об основных современных моделях историописания;
· сформировать умение творчески применять принципы того или иного направления в собственном исследовании;
· выявлять эпистемологические корни современных познавательных парадигм;
· помочь сформировать навыки самостоятельного методологического анализа научно-исторических школ;
· выработать навык самостоятельной работы с литературой по методологии, эпистемологии и теории истории.
Основной формой работы самостоятельной работы студентов во время изучения спецкурса является подготовка, выступление, заслушивание и обсуждение докладов.