Программа курса

«Новая историческая наука». М. Блок и Л. Февр. Журнал «Анналы». Что критиковали представители «новой исторической науки»? Основные принципы «новой исторической науки». Понятия исторического синтеза, тотальной истории, темпоральной структуры, макроисторического и микроисторического подходов, полидисциплинарного подхода и междисциплинарного синтеза. Диалог культур. Ментальность. Представления М. Блока о месте истории в гуманитарной культуре. Особенности исторического наблюдения по М. Блоку. Основные принципы критического метода М. Блока.

Историческая антропология. Основные подходы к определению понятия “историческая антропология” в современной гуманитарной мысли. Предмет и задачи исторической антропологии. Историческая антропология как одно из направлений социокультурной истории. Специфика исторической антропологии в сфере проблематики и методики исторических исследований. Основные методологические принципы исторической антропологии. Понятие инаковости и диалога культур. Диалогический подход.Понятие ментальности. Труды классиков исторической антропологии: Ф. Арьес, Р. Дарнтон, Ж. Дюби, Ф. Бродель, Д. Леви, Ж. Ле Гофф. Что такое «антропологическое измерение» истории? Понятие «плотного описания» К. Гирца. Влияние на историческую антропологию социальной антропологии (К. Леви-Стросс). Новые подходы Ле Гоффа к изучению политической истории.

История повседневности. Термин “история повседневности” и существующая историографическая традиция. Изменение исследовательской практики. Индивиды как действующие лица. Возникновение истории повседневности в Западной Германии в 70-х гг. и источники ее формирования. Подходы к изучению “истории повседневности”. Соотношение повседневности и неповседневности. Изменчивость и преемственность, динамизм и воспроизводство действительной жизни в изучении истории повседневности. Повторяемость. Микроистория и использование ее методологического аппарата. “Case stadies”, ситуативная историография. “Казуальная история”, концепция Ю.Л. Бессмертного. “Казус” и его интерпретации. Типичные и уникальные казусы. Взаимодействие единичного опыта и массовых стереотипов.История частной жизни. Возникновение истории частной жизни как особого направления. Демографическое поведение как объект исследования.

Основные принципы микроисторического подхода. Определения микроистории. Предмет исследования микроистории. Возникновение микроистории. Основные принципы микроисторического подхода. К. Гинзбург. Дж. Леви. Б. Хауперт и Ф. Шафер. Н.З. Девис. Преимущества и недостатки микроисторического подхода. Книга К. Гинзбурга «Сыр и черви»: содержание, методологические прицнипы, преимущества и недостатки. Н.З. Дэвис. Субъективность истории, роль историка в ее реконструкции. Воссоздание картины жизни определенной группы людей посредством изучения отдельной биографии. Распространение идей микроистории во Франции и Германии.

Историческая семиотика. Понятие семиотики. Что и как изучает семиотика? Понятие знака. Означающие и означаемые знаки. Изобразительные знаки, индексы и диаграммы. Понятие сигнификации. Процесс семиозиса. Парадигматические и синтагматические Классики семиотики: Ч. Пирс, Ф. Де Соссюр, Ч. Моррис, Р. Барт. Московский и Пражский лингвистический кружки. Выделение разных направлений в семиотике: семиотика искусства, логическая семиотика, психологическая семиотика, социальная семиотика, семиотика истории. Семиотика в России.Возникновение московско-тартуской семиотической школы. Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Б.М. Гаспаров: основные труды и идеи. Концепция текста Ю.М. Лотмана. Понятие семиосферы. Теория поэтического слова М.М. Бахтина. «Труды по знаковым системам». Особенности культурно-семиотического подхода к истории.

Понятие исторической памяти и его развитие в трудах французских исследователей. Соотношение понятий истории и памяти. Проект «мест памяти»: структура, принципы построения, достоинства и недостатки. Теория «мест исторической памяти» П. Нора. Понятие «места памяти». Примеры «мест памяти» из французского проекта. Возможность применения данной методики к русской истории.

Теории наций и национализма в ХХ в. Б. Андерсон. «Воображаемые сообщества» Б. Андерсона: структура и главные идеи книги. Почему Б. Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»? Как он трактует происхождение национализма? Понятия символов и памяти нации. Инструментарий строительства наций по Б. Андресону. Трактовка Г. Коном нации как «исторического и политического концепта». Концепция происхождения национализма Г. Кона. Пути формирования наций по Г. Кону.

Просопография. Понятие просопографии. Школа изучения элит. Школа статистического изучения масс. Понятие социальной мобильности. Достоинства и недостатки просопографического метода.

Гендерные исследования. Понятие гендера. Джоан Скотт и ее статья: «Гендер: полезная категория исторического анализа». Различия гендерного подхода и исторической феминологии. Методологические принципы гендерной истории. Гендерные исследования и визуальная культура. Гендерные исследования и история повседневности.

«Новая демографическая наука». Историческая демография. Возникновение «новой демографической истории». Метод «восстановления истории семей» Л. Анри. Статистико-математические методы и компьютерные методики, применяемые в исторической демографии. Понятия режима воспроизводства населения и типа воспроизводства населения.

Экологическая история как новое, быстро развивающееся направление современных исторических исследований, изучающего историю взаимоотношений человека и природы. Роль природы в развитии человеческой цивилизации. Проблема места и роли человеческой цивилизации в жизни нашей планеты.

Психоистория. Роль фрейдизма в становлении психоистории. Эрих. Фромм. Эрик Эриксон - основоположник психоистории как независимой научной дисциплины, как способ изучения истории, который опирается на комбинированные методы психоанализа и истории. Расцвет психоистории в 1970-е годы. Ллойд де Моз - наука об “исторической мотивации”. Роль психоистории в изучении революций

Интеллектуальная история. интеллектуальная история как история интеллектуалов, как социальная история идей, как история человеческого сознания. История идей как наука об историческом процессе создания, сохранения и изменения человеческих идей. Артур Лавджой. Социальная история идей. Ментальные стереотипы, исторические мифы и процессы трансформации обыденного исторического сознания. Механизмы формирования, преобразования и передачи исторической памяти поколений. Суждения и мнения относительно событий, выдающихся личностей исторического прошлого.

Новая локальная история. Локальная история (история региона) - «история места». Формирования региональной идентичности. Выход за региональные рамки. Формула "локус - как общность, основанная на различии". Осмысление локальных сообществ в качестве субъектов исторического процесса.

Устная история. Феноменологические свойства и содержание устной истории. Становление устной истории как дисциплины. Чикагская школа социологии и устная история. Биографический метод/подход в современной социологии. Архивный и исторический подходы в устной истории. Методология «устной истории». Роль устной истории в создании идентичности.

Персональная история. Новая историческая биография. «Новая биографическая история». Экзистенциальная биография. «История индивида», восстановление истории одной жизни. История одной жизни во всей уникальности и полноте как предмет исследования. Персональные тексты как объект исследования. Реконструкция личной жизни и судеб отдельных исторических индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира, всех сохранившихся "следов" их деятельности как главная цель исследования, но и как адекватное; средство познания того исторического социума, в котором они жили и творили, мыслили и действовали.

Постмодернистский вызов и историческая наука. Что такое постмодернизм? Представление об истории как объяснительной системе, метарассказе. Основные принципы критики постмодернистами исторической науки. Х. Уайт. Трактовка постмодернистами истории как «операции вербального вымысла». «Лингвистический поворот» (А. Данто). Развитие и переосмысление теории Х. Уайта в трудах Ф. Анкерсмита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: