Табу в конфликтной ситуации

Нельзя:

1. Критически оценивать партнера.

2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.

3. Демонстрировать знаки превосходства.

4. Обвинять и приписывать ответственность только ему.

5. Игнорировать его интересы.

6. Видеть все только со свеей позиции.

7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.

8. Преувеличивать свои заслуги.

9. Раздражаться, кричать, нападать.

10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места парт­
нера.

11. Обрушивать на партнера множество претензий.
Десять типичных ошибок конфликтующего человека

1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.

2. Ведет себя негибко, не способен изменить тактику, переключиться на другое.

3. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.

4. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил.


5. Отвлекается от основной цели на другие, побоч­ные, уходит в сторону от главной проблемы.

6. Видит только один путь решения или одну альтер­нативу, а не их многовариантность.

7. Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодей­ствию.

8. Создает препятствия для свободной творческой по­лемики, генерирования идей, излишне критикует, нагне­тает страх и т.п.

9. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от реше­ния проблемы.

10. Боится риска.

В психологическом плане устранение причин конф­ликта тесно связано с воздействием на мотивацию участ­ников и предполагает выдвижение контрмотивов, кото­рые устранили бы первоначальные агрессивные намере­ния противоположной стороны.

Каковы же пути предотвращения конфликтов на меж­личностном уровне общения? Возьмем, к примеру, се­мейные, в частности супружеские взаимоотношения. Су­ществуют многочисленные рекомендации по предотвра­щению и разрешению семейных ссор и конфликтов (Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... 3-е изд. — Ростов н/Д., 1991). Вот некоторые из них.

1. Если чувствуете, что «созреваете» для конфликта, то предупредите супруга, например так: «Прости, но я сегодня перенервничал, очень устал, не готов говорить на эту тему. Давай через час? Я пойду немного пройдусь. Тебе что-нибудь надо купить в магазине?»

2. Стремитесь чувствовать, когда супруг находится в состоянии усталости, нервозности, и своевременно «раз­рядить» его отрицательные эмоции, сказать друг другу ласковые слова, утешить, дать возможность выговорить накопившееся недовольство, повозмущаться вместе. Лас­ка, поцелуй, нежность исключают назревшую ссору.

3. Еще до того, как недовольство выльется в столкно­вение, старайтесь найти и устранить его главную причи­ну. Для этого требуется в подходящий момент мягко и


тактично рассказать друг другу обо всем, что вызывает беспокойство, неудовлетворенность.

4. Не обнажайте перед посторонними свои конфлик­ты, противоречия. Наедине, а не при людях, анализируй­те свое поведение, разбирайтесь, кто прав, а кто виноват.

5. Не позволяйте вмешиваться в конфликт ни родите­лям, ни собственным детям, ни тем более посторонним, не рассказывайте про собственного мужа или жену пороча­щие их истории, факты, не жалуйтесь на их недостатки.

6. Помните, что умен не тот, кто прав, а кто понима­ет, когда надо остановиться в возникшем споре, чтобы не допустить его разрастания, «перехода на личности».

7. При разрешении спора не пользуйтесь «волевыми аргументами» типа: «Я так хочу!», «Как сказал, так и будет!», «Не уступишь — хуже будет».

8. Говорите только о самом разногласии, только о самом предмете спора. Старайтесь не обобщать и не вспо­минать прежние промахи («Ты всегда так...»).

9. Избегайте делать контрвыпад на замечание («А ты сам...»).

10. Не позволяйте даже в пылу ссоры бранных слов. Думайте не о том, чтобы «ударить» побольнее, а об убе­дительности аргументов, ибо резкость вызывает ответ­ную резкость.

11. Чтобы спор не перерос в конфликт, чтобы вежли­вость не уступила место злобным обвинениям, представь­те, что спор слышит посторонний человек, мнением ко­торого вы дорожите (например, ваш начальник, колле­га, знакомый). Наверное, вы станете говорить на тон ниже. Ведь в присутствии другого человека вы вряд ли позво­лите потерять от возбуждения голову, накричать, оскор­бить кого-то.

12. Если в ходе ссоры вы поняли, что действительно неправы, будет самым уместным открыто признать свою вину. Самокритичность всегда вызывает уважение! (Дру­гому супругу, в свою очередь, не стоит добиваться «бе­зоговорочной капитуляции» — удовлетворитесь достиг­нутым и покажите, что конфликт исчерпан.)

13. Если вы осознаете бессмысленность ссоры и жела­ете ее прекратить, а человек, с которым вы спорите, еще находится во власти агрессии и отвечает на дружеский


шаг очередным выпадом, не следует отступать от своей «мирной линии». Спокойный, доброжелательный тон даст возможность партнеру остыть, одуматься. Если же он не идет на примирение, прекратите разговор, не откликай­тесь на его выпады (но не превращайте такой прием в настоящую игру «в молчанку»).

14. Если спор зашел так далеко, что грозит семейной катастрофой, попытайтесь пересилить себя и признать свою вину, подчинитесь другой стороне, даже если увере­ны в своей правоте. (Позже, успокоившись, партнер оце­нит ваше великодушие, истина восторжествует.)

В случае невозможности предотвращения конфликта и вступления его в зрелую стадию встает задача разреше­ния и благополучного завершения. Завершение и разре­шение конфликта — неоднородные понятия: первое бо­лее широкое, чем второе. Под завершением конфликта понимается всякое его окончание, прекращение по лю­бым причинам. Разрешением же конфликта является только то или иное положительное действие (решение) самих участников либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными или силовыми средствами.

Было уже отмечено, что в основе конфликта лежат противоречия между интересами субъектов. Поэтому уст­ранение этих противоречий является наиболее результа­тивным путем разрешения конфликта. Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфлик­та, следующие:

■ устранение объекта конфликта;

■ раздел объекта конфликта между сторонами;

■ установление очередности или иных правил обоюд­ного использования объекта;

■ компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

■ разведение сторон конфликта;

" перенос отношений сторон в другую плоскость, пред­полагающую выявление у них общего интереса.

Существуют определенные правила и приемы разре­шения конфликтов. Например, в случае служебного конф­ликта можно воспользоваться следующими приемами его разрешения.


1. Следует уяснить ситуацию и ответить себе на такие
вопросы:

а) насколько велика доля субъективных факторов в
конфликте, в чем истоки яростного ожесточения одной
или обеих сторон?

б) достижению каких целей другой стороны вы, быть
может, препятствуете?

в) с каким именно личностным барьером — установ­
ки темперамента, характера, «нервозности» или други­
ми — вы столкнулись?

г) что важнее для дела — возможные последствия
конфликта или сама проблема, из-за которой произошло
столкновение?

2. Первому сделать шаг к нормализации взаимоотно­
шений, тем более что в конфликте чаще всего виноваты
обе стороны (хотя кто-то и был инициатором). Открыто
взять на себя долю вины (особенно если в споре был вы­
сокий удельный вес эмоций) и предложить спокойно отыс­
кать приемлемое для обеих сторон решение.

3. Иногда следует прямо сказать человеку, что он препятствует чему-то очень важному для общего дела или даже для вас лично («От вас зависит дело, которому я отдал 10 лет своей жизни!»).

4. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересован­ного и авторитетного лица, «которое должно рассматри­вать деловую, а не эмоциональную сторону конфликта.

Таким образом, подводя итог, можно сделать ряд вы­водов следующего содержания.

1. Конфликты возникают в случае обострения проти­воречий между противодействующими сторонами, кото­рые преследуют различные потребности и интересы, мо­тивы деятельности.

2. Основные причины конфликтов — социально-эко­номические, социально-психологические и социально-де­мографические причины.

3. Причины конфликтов коренятся также в таких
субъективных факторах, как характеры людей, их на­
строения и вкусы.

4. Развитие конфликта сопровождается изменяющимся
поведением его участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: