ГОУ СПО Тольяттинский медицинский колледж
Методическая разработка
Лекционного занятия
Синдром «Острая сосудистая недостаточность»
Дисциплина: «Синдромная патология»
Специальность: 060101 «Лечебное дело»
Преподаватель: Андрианов Б.А.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 5
Протокол № от
Председатель ЦМК
_____________Мещерякова М.Д.
Тема: Синдром «Острая сосудистая недостаточность»
Цели лекции.
Учебные: после изучения данной темы студент должен знать:
- сущность синдрома острой сосудистой недостаточности как осложнения многих заболеваний
- механизм развития синдрома (патогенез ОСН)
- понятие об обмороке, как самой легкой, но опасной форме ОСН
- понятие о коллапсе, как переходной форме ОСН
- причинную классификацию шоковых состояний
- основные клинические варианты шоковых состояний
Воспитательные: после изучения данной темы студент должен осознавать:
- необходимость изучения данной темы и ее связь с дальнейшей практической работой
- сложности, с которыми придется столкнуться фельдшеру при оценке тяжести состояния больного
- чувство удовлетворения от полученных знаний и умений
- необходимость быстрого принятия решений
Лекция подготовлена в монологическом варианте
Время занятия – 2 академических часа (90 мин.)
Этапы лекции | |||
Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время (мин) |
1. Введение. Понятие о синдроме ОСН, варианты развития ОСН. | Дать студентам общее представление о синдроме острой сосудистой недостаточности, как об осложнении многих заболеваний. Два варианта развития ОСН. | Создать мотивацию на изучение данной темы, показать ее актуальность и значимость | |
2. Обморок, как наиболее легкая, но опасная форма ОСН | Разобрать клиническую картину и варианты течения обморочных состояний (обмороки, связанные с заболеваниями ССС и не связанные с ними) | Использовать классификацию обморочных состояний для облегчения запоминания, усвоения основного материала | |
3. Понятие о коллапсе, как переходной форме ОСН | Причины, механизм развития и клинические проявления коллапса, четыре степени падания АД, и степень утраты сознания при коллапсе. | Сформировать мо-тив на углубленное изучение и понима-ние материала | |
4. Определение, патогенез и причинная классификация шоковых состояний | Дать определение и основные патогенетические факторы шока (гиповолемия, сердечная недостаточность, активация САС, нарушение микроциркуляции). Классификация шоковых состояний по ведущему патогенетическому признаку. | Акцентировать внимание студен-тов на патогенезе шоковых состояний | |
5. Общеклини-ческие проявле-ния и варианты шоковых состояний | Дать студентам клинические проявления шока. Определить тяжесть шокового состояния (индекс Альговера, 4 степени тяжести шока). Разобрать травматический, кардиогенный, септический, анафилактический виды шока | Развить клиничес-кое мышление студентов, стремление к познавательной деятельности | |
6. Фармакотера-пия синдрома ОСН | Разобрать общие условия для лечения ОСН, патогенетическую фармакотерапию в зависимости от варианта ОСН | Сформировать мотив для выбора обоснованного метода лечения | |
7. Заключение и резерв времени преподавателя |