В таблице показано, как различные оценочные мультипликаторы получаются на основе данных публикуемого отчета о прибылях и убытках предприятия-аналога.
Показатели | Значения | Оценочные мультипликаторы (стоимость собственного капитала предприятия = 33000) |
1. Объем реализации | 50 000 | |
2. Текущие расходы | 30 000 | |
3. Операционная прибыль | 20 000 | |
4. Амортизационные отчисления | 6 800 | |
5. Балансовая прибыль | 13 200 | 33000/13200= 2,5 |
6. Налог на имущество | 2 200 | |
7. Прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль | 11 000 | |
8. Проценты по ссудам | 1 000 | |
9. Прибыль до налогообложения | 10 000 | 3,3 |
10. Налог на прибыль | 3 400 | |
11. Чистая прибыль | 6 600 | 5,0 |
Денежный поток: чистая прибыль + износ | 13 400 | 2,46 |
Денежный поток до налогов: Балансовая прибыль (5) + износ | 20 000 | 1,65 |
В следующей таблице иллюстрируется, как полученные по компании-аналогу мультипликаторы применяются при определении обоснованной рыночной стоимости оцениваемого предприятия.
Показатели | Значения | Оценочные мультипликаторы компании-аналога | Оценка собственного капитала рассматриваемого предприятия |
1. Объем реализации | 70 000 | ||
2. Текущие расходы | 40 000 | ||
3. Операционная прибыль | 30 000 | ||
4. Амортизационные отчисления | 10 000 | ||
5. Балансовая прибыль | 20 000 | 2,5 | 20 000 * 2,5 = 50 000 |
6. Налог на имущество | |||
7. Прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль | 15 000 | 3,0 | 45 000 |
8. Проценты по ссудам | 3 000 | ||
9. Прибыль до налогообложения | 12 000 | 3,3 | 39 600 |
10. Налог на прибыль | 4 080 | ||
11. Чистая прибыль | 7 920 | 5,0 | 39 600 |
Денежный поток: чистая прибыль + амартизац. отчисления (АО) | 17 920 | 2,46 | 44 083 |
Денежный поток до налогов: Балансовая прибыль (5) + АО | 30 000 | 1,65 | 49 500 |
Обращает на себя внимание тот факт, что применение разных мультипликаторов дает разные оценки рыночной стоимости анализируемого предприятия. Это вполне нормальное явление, так как крайне редко подобранная компания-аналог будет действительно строгим аналогом оцениваемого предприятия.
|
|
Так, можно предположить, что превышение оценки, полученной по мультипликатору «цена/балансовая прибыль» (50 000) над мультипликатором «цена/прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль» (45 000) объясняется тем, что у оцениваемого предприятия по сравнению с компанией-аналогом больше имущества, которое относится к разряду нефункционирующих активов. Последние на оцениваемом предприятии не используются и, следовательно, не обеспечивают дополнительной прибыли. Это и объясняет, почему оценка рыночной стоимости предприятия по балансовой прибыли выше, чем по прибыли до уплаты процентов и налога на прибыль. Следовательно, данный мультипликатор, полученный по компании-аналогу, для оцениваемой компании слишком велик. Необходимо вносить поправку.
|
|
Дальнейший анализ показывает, что гораздо более низкой по сравнению с оценкой по мультипликатору «цена/прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль» оказывается оценка стоимости предприятия на базе мультипликатора «цена/прибыль до налогообложения» (39600 против 45000). Здесь причина в том, что компания-аналог имеет по-видимому гораздо большую, чем оцениваемое предприятие долгосрочную задолженность и вынуждена платить более значительные суммы процентов. Здесь при введении поправки необходимо ориентироваться на оценку доли долгосрочной задолженности в структуре собственного капитала.
Совпадение оценок, полученных по мультипликатору «цена/прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль» и «цена/чистая прибыль», очевидно, вызвано тем обстоятельством, что и оцениваемая фирма и компания-аналог имеют одинаковый режим налогообложения.
С учетом степени расхождения полученных оценок и после более детального анализа обусловивших их причин в принципе можно было бы провести дополнительные корректировки с целью их сближения.
Можно также рассчитать единую средневзвешенную оценку, где взвешивание суммируемых разных оценок будет происходить на составляющие в сумме 1 коэффициенты доверия оценщика к различным используемым рыночным мультипликаторам.
Итак, мы рассмотрели сравнительный подход к оценке бизнеса. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу. Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании – аналога и метода сделок, служит отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям – аналогам. Однако, образование в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников, будет способствовать расширению использования сравнительного подхода.