Рассмотрим практику работы с оценочными мультипликаторами, используемыми в методе рынка капитал, а также в методе сделок

В таблице показано, как различные оценочные мультипликаторы получаются на основе данных публикуемого отчета о прибылях и убытках предприятия-аналога.

Показатели Значения Оценочные мультипликаторы (стоимость собственного капитала предприятия = 33000)
1. Объем реализации 50 000  
2. Текущие расходы 30 000  
3. Операционная прибыль 20 000  
4. Амортизационные отчисления 6 800  
5. Балансовая прибыль 13 200 33000/13200= 2,5
6. Налог на имущество 2 200  
7. Прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль 11 000  
8. Проценты по ссудам 1 000  
9. Прибыль до налогообложения 10 000 3,3
10. Налог на прибыль 3 400  
11. Чистая прибыль 6 600 5,0
Денежный поток: чистая прибыль + износ 13 400 2,46
Денежный поток до налогов: Балансовая прибыль (5) + износ 20 000 1,65

В следующей таблице иллюстрируется, как полученные по компании-аналогу мультипликаторы применяются при определении обоснованной рыночной стоимости оцениваемого предприятия.

Показатели Значения Оценочные мультипликаторы компании-аналога Оценка собственного капитала рассматриваемого предприятия
1. Объем реализации 70 000    
2. Текущие расходы 40 000    
3. Операционная прибыль 30 000    
4. Амортизационные отчисления 10 000    
5. Балансовая прибыль 20 000 2,5 20 000 * 2,5 = 50 000
6. Налог на имущество      
7. Прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль 15 000 3,0 45 000
8. Проценты по ссудам 3 000    
9. Прибыль до налогообложения 12 000 3,3 39 600
10. Налог на прибыль 4 080    
11. Чистая прибыль 7 920 5,0 39 600
Денежный поток: чистая прибыль + амартизац. отчисления (АО) 17 920 2,46 44 083
Денежный поток до налогов: Балансовая прибыль (5) + АО 30 000 1,65 49 500

Обращает на себя внимание тот факт, что применение разных мультипликаторов дает разные оценки рыночной стоимости анализируемого предприятия. Это вполне нормальное явление, так как крайне редко подобранная компания-аналог будет действительно строгим аналогом оцениваемого предприятия.

Так, можно предположить, что превышение оценки, полученной по мультипликатору «цена/балансовая прибыль» (50 000) над мультипликатором «цена/прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль» (45 000) объясняется тем, что у оцениваемого предприятия по сравнению с компанией-аналогом больше имущества, которое относится к разряду нефункционирующих активов. Последние на оцениваемом предприятии не используются и, следовательно, не обеспечивают дополнительной прибыли. Это и объясняет, почему оценка рыночной стоимости предприятия по балансовой прибыли выше, чем по прибыли до уплаты процентов и налога на прибыль. Следовательно, данный мультипликатор, полученный по компании-аналогу, для оцениваемой компании слишком велик. Необходимо вносить поправку.

Дальнейший анализ показывает, что гораздо более низкой по сравнению с оценкой по мультипликатору «цена/прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль» оказывается оценка стоимости предприятия на базе мультипликатора «цена/прибыль до налогообложения» (39600 против 45000). Здесь причина в том, что компания-аналог имеет по-видимому гораздо большую, чем оцениваемое предприятие долгосрочную задолженность и вынуждена платить более значительные суммы процентов. Здесь при введении поправки необходимо ориентироваться на оценку доли долгосрочной задолженности в структуре собственного капитала.

Совпадение оценок, полученных по мультипликатору «цена/прибыль до уплаты процентов и налога на прибыль» и «цена/чистая прибыль», очевидно, вызвано тем обстоятельством, что и оцениваемая фирма и компания-аналог имеют одинаковый режим налогообложения.

С учетом степени расхождения полученных оценок и после более детального анализа обусловивших их причин в принципе можно было бы провести дополнительные корректировки с целью их сближения.

Можно также рассчитать единую средневзвешенную оценку, где взвешивание суммируемых разных оценок будет происходить на составляющие в сумме 1 коэффициенты доверия оценщика к различным используемым рыночным мультипликаторам.

Итак, мы рассмотрели сравнительный подход к оценке бизнеса. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу. Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании – аналога и метода сделок, служит отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям – аналогам. Однако, образование в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников, будет способствовать расширению использования сравнительного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: