Социальная структура группы
1. Статусно-ролевые отношения;
2. Профессионально-квалификационные характеристики;
3. Половозрастной состав.
Социальное поведение человека в группе
Конформизм - Самостоятельность
Конформизм- податливость человека реальному или воображаемому давлению группы
• Эффект группового внушения- воздействие группы на человека происходит на неосознаваемом уровне
• Внешний конформизм – скрытое несогласие с группой
• Внутренний конформизм – первичное несогласие решается в пользу группы
• Социальная фасилитация – повышение качества или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей
• Социальная ингибиция, когда присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности.
• Коллектив - организованная группа людей, объединенных социально значимой целью и отношениями в процессе труда
Примеры: (производственные, спортивные, научные)
Признаки коллектива
• Объединяет людей на решение задач социально полезных обществу
• Объединяет людей самим процессом деятельности
• Поставленные цели достигаются совместными усилиями
• Имеет строгую организационно-иерархическую структуру (органы управления и самоуправления)
Социально-психологический климат в коллективе
• Относительно устойчивый и типичны эмоциональный настрой, отражающий характер отношений по вертикали, горизонтали и к труду.
• Благоприятный и неблагоприятный
Стиль руководства
• Авторитарный
• Либеральный
• Демократический
• Непоследовательный
• Ситуативный
Тема: Психология общения
• Общение – форма взаимодействия между людьми, в котором реализуются социальные отношения людей
(обмен информацией, опытом, умениями и навыками).
• Модель коммуникативного процесса
• Кто? (передает сообщение) — коммуникатор.
• Что? (передается) — сообщение (текст).
• Как? (осуществляется передача) — канал.
• Кому? (направлено сообщение) — аудитория (адресат).
• С каким эффектом? — эффективность.
Формы общения
• Анонимное
• Формальное
• Неформальное
• Деловое
• Манипулятивное
• Светское
Стороны общения
• Коммуникативная (обмен информацией)
• Интерактивная (взаимодействие)
• Перцептивная (восприятие, понимание)
Коммуникативная сторона общения - г лавным средством общения является язык (система знаков)
• Общепринятое и личное значение знака
• Каждый слышит, то, как это он понимает
Средства общения(обмен знаками)
• Вербальные (словесные, речевые)
• Невербальные (несловесные, неречевые)
Речевые средства общения включают:
• Значение и смысл слов, фраз
• Речевые звуковые явления: паралингвистика или просодика -
темп речи, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи.
• Выразительные качества голоса: ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА - смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, кашель, паузы.
Неречевые средства общения включают:
• Кинесику -изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимику жесты, пантомимику, позы, осанку, походку.
• Такесику - изучает прикосновения, поцелуи, рукопожатия,, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
• Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (интимная,личная,социальная, публичная)