• Сотрудничество – Соперничество
• Доминирование - Подчинение
• Убеждение
• Принуждение
• Внушение
• Заражение
• Подражание
Перцептивная сторона общения
Механизмы восприятия и понимания человека человеком
• Рефлексия
• Эмпатия
• Идентификация
• Каузальная атрибуция
Рефлексия - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, субъективное воспроизведение его внутреннего мира.
Эмпатия (сопереживание) - понимание и сопереживание эмоционального состояния другого человека
Идентификация- думать, чувствовать и поступать подобно другому.
• Неосознанное уподобление себя другому.
• Сознательная постановка себя на место другого
Каузальная атрибуция -истолкование (приписывание) причин поведения другого человека. Наблюдается при наличии многочисленных равновероятностных возможностей для их объяснения.
Факторы, искажающие восприятие и оценку людей
• Наличие установок и стереотипов
• Эффект ореола
• Эффект проецирования
|
|
• Эффект первичности
• Барьеры общения
• Барьер темперамента
• Барьер характера
• Барьер отрицательных эмоций
• Барьер восприятия
• Барьер установки
• Барьер техники и навыков общения
Конфликты
• Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений субъектов взаимодействия. Имеет личностный смысл - «осознанное переживание значимости».
Конфликт разворачивается в контексте противоречивости мира
добро и зло, день и ночь, молодость и старость, жизнь и смерть, хочу и надо, сила и слабость, мечта и реальность, любовь и ненависть
Классификация конфликтов
По источнику возникновения:
• объективные
• субъективные