Воспитательная система школы. Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди

Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.

Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (директор – Владимир Абрамович Караковский, народный учитель, доктор педагогических наук).

а) Концептуальные положения:

- воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности;

- цель воспитания – максимальное развитие личности;

- воспитание не универсально и вовсе не всеохватно, поэтому не следует преувеличивать его значение; но там, где необходимо, оно должно совершаться высоко качественно и профессионально;

- воспитание должно быть природосообразным;

- воспитание должно быть культуросообразным;

- воспитание успешно, если оно системно.

б) Принципы воспитательной системы:

- обучение и воспитание должны освещаться высокой целью;

- обучение и воспитание эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке;

- высокая требовательность к ученику должна включать в себя уважение к его человеческому достоинству;

- обучение и воспитание взаимосвязаны (обучая, воспитывать; воспитывая, обучать);

- обучение и воспитание – это взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников;

- обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны; творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры;

- воспитательный процесс дискретен («дискретность» - «прерывистость»); ребенок не все время находится под воздействием школы, поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим;

- ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний;

- главным инструментом воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Коллектив – это цель или средство воспитания? Пока коллектива нет, то его создание является целью. Когда коллектив создан, то он превращается в средство воспитания личности.

Воспитательная система школы имеет годовой цикл (несколько ключевых школьных дел, представляющих воспитательные комплексы). В этих комплексах участвуют все ученики школы и все учителя, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. При этом важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них.

Непременные черты каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Сущность воспитательного процесса.

2. Закономерности процесса воспитания.

Задания для контроля знаний:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: