Эффективность воспитания зависит:
- от сложившихся воспитательных отношений (гуманистическая педагогика гласит: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника);
- от соответствия цели и действий по ее достижению (применяемые формы, средства и методы воспитания должны соответствовать поставленным задачам);
- от соответствия практики и воспитательного влияния (воспитанник проверяет на практике все, что ему говорит воспитатель);
- от действия объективных и субъективных факторов (субъективные факторы – это воспитатели, воспитанники и отношения между ними; объективные факторы – это экономические, материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические условия);
- от интенсивности воспитания и самовоспитания (для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, свои положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие реализовывать свои жизненные планы);
- от эффективности развития и обучения (снижение или повышение одного из них немедленно сказывается на втором);
|
|
- от качества воспитательного действия педагога (неквалифицированные действия педагога отрицательно сказываются на результатах воспитания);
- от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника («внутренняя сфера» – это система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности);
- от согласования педагогических действий и возможностей воспитанников (практика показывает, что возможности воспитанника не всегда совпадают с требованиями воспитателя).
Современные концепции воспитания, их социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применяемость.