ТЕМА: ПРЕДПРИЯТИЯ И РЫНОК ПИЩЕВЫХ ТОВАРОВ
1. Основные характеристики рынков пищевых товаров.
2. Организация маркетинговой деятельности пищевых предприятий.
3. Организация управления пищевыми предприятиями на принципах
маркетинга.
Основные характеристики рынков пищевых товаров.
В отличие от продукции промышленно-производственного назначения пищевые товары относятся в основном к категории товаров личного пользования. Их покупка зависит в основном от поведения потребителей, его привычек в потреблении. Это товары, которые потребитель приобретает часто не задумываясь и с минимальными усилиями на сравнение. Т. о. Это потребительские товары повседневного спроса, среди которых особое место занимают товары импульсивной покупки (обычно приобретаемые часто без всякого предварительного планирования в поисках сравнения). Производство и продажа пищевых товаров находится в сфере АПК, поэтому маркетинг пищевых товаров в основном распространяется на отрасли АПК, связанные с производством, переработкой и реализацией пищевых продуктов. Пищевые товары производятся в основном в отраслях пищевой промышленности на перерабатывающих с/х сырье предприятиях и распространяется через специализированные торговые точки. При этом, необходимо тщательно рассчитать возможную продолжительность жизненного цикла товара (ЖЦТ), т. к. пищевые товары имеют особенность непродолжительного срока хранения и соответственно сроков реализации. Продажа осуществляется в основном в специализированных предприятиях специалистами владеющими в равной степени двумя сторонами дела: товарно-технологической и коммерческой. Закупки перерабатывающих с/х сырье предприятий должны определятся спросом на конечную продукцию, т. к. прежде чем выпустить изделие на рынок оно должно быть переработано в соответствии с требованиями потребителей. Производитель пищевых товаров должен чутко контролировать конечный рынок и своего потребителя, т. к. ЖЦТ не велик. Спрос по цене на пищевые товары неэластичен, т. к. пищевые товары жизненно необходимы для человека. Спрос на рынке пищевых товаров имеет разнообразный характер. Это связано с рядом факторов:
1. Среди пищевых товаров некоторые имеют наибольшую биологическую ценность и жизненно необходимы. Цены на такие товары доступны. Товары в основном находятся на дотации государства.
2. Конкуренция производителей и торговцев пищевыми товарами.
3. Цены связана с качеством продукта и затратами на его производство и переработку.
4. Маркетинговая активность и возможности предприятий-производителей и торговли.
Потребители пищевых товаров хорошо информированы о потребительских свойствах продукта. Разнообразие пищевых товаров на рынках предопределяет острый характер конкурентной борьбы, инвестиционную активность и гибкий маркетинг по всему спектру теоретических знаний и практического опыта в области организации маркетинговой деятельности на предприятии.