Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей

Исследование скорости процесса восприятия и узнавания предметов глухими и слышащими детьми было выполнено К. И. Вересотской (1940). Глухим и слышащим детям младшего школьного возраста показывали одно за другим изображения знакомых предметов (всего 12) на очень короткие промежутки времени — сотые доли секунды. Краткость и точность времени экспозиции обеспечивалась специальным прибором — тахистоскопом.

Опыт начинался с самого краткого предъявления изо­бражения — в течение 22 мсек. Затем время предъявления по­степенно увеличивалось, каждый раз на пять секунд, до 42 мсек, и потом давались более длительные экспозиции — 86 мсек, 1 и 7 сек. Это позволяло проследить, какое время было необходимым и достаточным для узнавания предъявленных пред­метов. Условия опыта были усложнены тем, что половина всех изображений предъявлялась в необычном положении — поверну­тыми на 180°. Некоторые изображения предметов в таком поло­жении напоминало другие предметы в обычном положении (так, блюдце с чашкой, повернутые на 180°, напоминали гриб; урна — уличный фонарь; шляпа — тарелку; графин — рюмку и др. — см. рис. 5.).

Исследование показало, что при самых кратких экспозициях изображений в обычном положении глухие дети 9—10 лет узна­вали предметы несколько хуже, чем слышащие дети 8—9 лег.

Узнавание предметов в повернутом положении представляло значительно более трудную задачу и для глухих, и для слышащих детей, чем узнавание предметов в обычном положении. При этом у глухих детей возникали относительно большие затруднения, чем у слышащих. Кроме того, глухие дети чаще, чем слышащие, принимали предметы в измененном положении за другие предметы в обычном положении.

Описанное исследование позволяет судить о скорости зрительного восприятия у глухих детей 9—10 лет. У глухих детей этого возраста восприятие и узнавание предметов протекает несколько более медленно, чем у слышащих детей 8—9 лет. Глухим детям требуется несколько больше;времени, чем слышащим, чтобы увидеть в изображении предмета, показываемом на краткий срок, те признаки, по которым делается возможным воссоздать предмет в целом и, следовательно, узнать его. Это связанно с менее подробным и многосторонним анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте глухими детьми, чем слышащими.

Кроме этого, на скорость восприятия в условиях описанного опыта влияло, насколько испытуемые могли так организовать свое восприятие, чтобы воспринять предметы при их кратких экспозициях в одних случаях как прямостоящие, а в других—как повернутые на 180" («вниз головой»). От испытуемых требовалось решение задачи особого рода: овладения таким способом восприятия, который позволял бы узнавать предметы во всевозможных положениях в пространстве. Известно, что произвольная организация любого психического процесса, в том числе восприятия, значительно совершенствуется в детском возрасте, что тесно связано с развитием мышления и речи. Особые условия формирования речи у глухих детей являются причиной того, что у них в начале школьного обучения возникают несколько большие затруднения в произвольной организации процесса восприятия, чем у их слышащих сверстников.

Скорость процесса восприятия у глухих детей исследовалась также X. Майклбастом и М. Браттеном (H. R. Myklebust.M. Brutten, 1953). Так же как и в исследовании К. И. Вересотской, ими демонстрировались изображения предметов через тахистоскоп с приблизительно таким же временем экспозиции (10, 20, 40 мсек). В качестве предъявляемых объектов использовались в одних случаях изображения хорошо знакомых детям предметов (например, изображения дома, стула и т. п.), в других—геометрические фигуры, названия которых были неизвестны глухим детям. Опыты проводились с глухими и слышащими детьми 8—10 лет. Сразу после краткой экспозиции изображения предмета испытуемый должен был узнать его среди других (сходных рисунков. Оказалось, что глухие дети менее точно справлялись с заданием, чем слышащие дети. Различия между результатами сравниваемых групп были невелики в случае, когда узнавались предметы, хорошо знакомые детям. При узнавании геометрических фигур различия заметно возрастали. Глухим детям для достижения той точности узнавания изображений, которая обнаруживалась у слышащих, требовалась более длительная экспозиция предмета.

В другой серии опытов тем же детям показывали через тахистоскоп нарисованные на карточках группы точек или линий. Затем испытуемые должны были нарисовать расположение этих элементов. Оказалось, что глухие дети делали заметно менее точные изображения точек и линий, чем слышащие. Слышащим детям удавалось легче, чем глухим, мысленно объединить точки, соотнести их расположение с известными ранее фигурами, что значительно способствовало точности их восприятия и запечатления(1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: