double arrow

Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом

Основы организации коррекционно-образовательного процесса

Список литературы

1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

2. Назарова, Н. М. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки / Н. М. Назарова. – М.: НПЦ «Коррекция», 1992. – 162 с.

3. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 163-204.

4. Специальная педагогика: учебное пособие в 3-х томах / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 68-102.

5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 255-306.

6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – С. 190-234.

в системе образования детей с нарушенным слухом

Ребенок с нарушенным слухом – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потреб­ностями есть особые образовательные по­требности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения. Это обучение должно быть специ­ально организовано, особым образом построено; оно должно предусматривать «об­ходные пути» достижения тех образова­тельных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами (впервые понятие «особые образовательные по­требности» было рассмотрено в контексте куль­турно-исторической теории Л. С. Выготского в ра­боте Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной в 1996 г.)[4]. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены:

- трудностями понимания обращенной речи,

- характером межличностной ком­муникации,

- ограничением объема вербальной информации.

Веду­щую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обес­печении успешности образования лиц с нарушениями слуха играет формирова­ние средств речевого общения и познания окружающего мира. В связи с этим к специальным для них образовательным потреб­ностям относятся:

- слухозрительное (чтение с губ) восприятие об­ращенной речи говорящего человека;

- мотивированное употребле­ние единиц языка;

- членораздельное, внятное произношение;

- для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;

- развитие слухового восприятия и его использова­ние в образовательных, познавательных и коммуникативных си­туациях;

- обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звуча­ния;

- обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.

Реализация образовательных потребностей детей со слуховой недостаточностью предполагает создание для этого специальных условий, обеспечивающих им рав­ные возможности в получении образования. К таким условиям отно­сятся:

- создание современных специальных образовательных программ, соответствующих требованиям Государственного стандарта;

- разработка технологий учебной деятельности с использова­нием специальных методов, приемов, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на включение всех сохранных анализаторов;

- дифференцированный подход, реализуемый при комплекто­вании групп учащихся с учетом состояния слуха, речи, познава­тельных способностей;

- индивидуальный подход к каждому обучаемому, включаю­щий конкретную дозированную педагогическую помощь, специ­альные методы и средства (в том числе и сурдотехнику) обуче­ния, компенсации и коррекции дефекта;

- целенаправленные формы обучения и воспитания, преду­сматривающие коррекционные занятия, увеличение объема ра­бот индивидуального и группового характера, используемых для активизации речевого сотрудничества;

- создание адекватной среды жизнедеятельности, соответ­ствующей образовательным потребностям людей данной категории (опора на вариативные формы речи, остаточный слух и др.);

- ведение образовательного процесса сурдопедагогами и его сопровождение специальными психологами;

- предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Наряду с этими существуют и определенные особенности об­разовательной среды, организуемой для людей, имеющих нару­шения слуха, в рамках системы различных учреждений:

- использование разных форм словесной речи (устной, письмен­ной, дактильной), благодаря чему обеспечиваются полнота и точ­ность восприятия учебной информации и организация речевого взаимодействия между субъектами учебной деятельности;

- существование и взаимодействие двух языков и двух систем об­щения – языка жестов и языка слов –наиболее ярко проявля­ются при обучении глухих. Мотивы такого речевого взаимодей­ствия весьма различны: жизненная потребность в общении, от­сутствие в речевом опыте аналогов для выражения мысли, жела­ние быть понятым сверстниками и другими глухими людьми и т. д.;

- сенсорные способы восприятия информации: бисенсорное (слухозрительное) восприятие и моносенсорное (слуховое) восприятие;

- неразрывное единство процессов овладения системой знаний, умений и навыков, формирование и развитие словесной речи как средства общения, познания. При затруднениях в понимании глухими учащимися средних и старших классов смысла информации, передавае­мой с помощью словесной речи, допустимо обращение к соответствующим аналогам разговорной жестовой речи, что позволя­ет уточнить суть информации и уяснить сложный для понимания раздел обучения. При этом учитывается, что для глухих словесная речь является средством обучения, а жестовая – средством обще­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: