Торговля результатами интеллектуальной собственности

Международная торговля результатами интеллектуальной собствен­ности отличается от торговли товаром как материальным объектом. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального тру­да, облаченные в форму патентов на изобретения, промышленных об­разцов, полезных моделей, ноу-хау, товарных знаков. Права использо­вания этих продуктов в производственных и коммерческих/целях и являются предметом международных сделок. Соглашение о возмезд­ном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны — соответственно лицензиаром (продавец, патентообладатель) и лицензиатом (покупатель разрешения на прак­тическое использование).

Коммерческое содержание лицензионных соглашений, по суще­ству, сводится к ограничению условий использования прав собствен­ности лицензиара и установлению размера платежей за такое исполь­зование со стороны лицензиата.

В международной практике различают два основных вида лицен­зионных соглашений: на исключительную и неисключительную ли­цензию.

Соглашение о неисключительной, или простой, лицензии не огра­ничивает прав лицензиара продавать аналогичные лицензии другим покупателям на территории, где действует патент (патентная террито­рия) лицензиара как собственника.

Соглашение об исключительной лицензии предоставляет лицензи­ату исключительное, или монопольное, право на использование изоб­ретения, ноу-хау, промышленного образца в пределах определенной географической территории. При этом лицензиар на этой территории не имеет права предоставить данную лицензию третьим лицам, равно как и сам использовать свое изобретение.

Понятие «ноу-хау» означает технологические и конструкторские секреты изготовления новой продукции, знания и опыт в технологии, производстве, управлении, эксплуатации, обслуживании новой техни­ки. Эти знания, опыт имеют новизну, представляют коммерческую ценность и являются привлекательным товаром в международной ли­цензионной торговле. В отличие от изобретений они не патентуются и носят конфиденциальный характер. Поэтому перед началом перегово­ров о продаже лицензии на ноу-хау рекомендуется заключить с воз­можным покупателем договор о неразглашении существа ноу-хау и неиспользовании его в случае, если не будет заключено лицензионное

соглашение.

Наибольшее распространение в приднестровской и международной прак­тике получили лицензионные соглашения, содержанием которых является передача прав на ноу-хау в комплексе с предоставлением ин­женерно-технических услуг и продажей прав на использование запа­тентованных изобретений. Однако часто передача права на исполь­зование ноу-хау и изобретений сопутствует или даже является необходимым элементом в поставках машин, оборудования, транспорт­ных средств. В этом случае лицензионные соглашения являются неотъемлемой частью контракта на поставку, а общая сумма контракта включает и стоимость лицензии.

Международная торговля товарными знаками имеет те же особен­ности, что и торговля лицензиями на изобретения и ноу-хау. В основ­ном продажа прав на использование товарного знака сопутствует экс­портно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включаются продажа лицензии на ноу-хау в области технологических новшеств и продажа прав на использование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера.

Общая стоимость контракта купли-продажи оборудования будет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: