Учебник математики для начальных классов

Из всех материальных средств обучения математике самым главным является учебник.

Учебник математики строится в полном соответствии с программой. Он конкретизирует программу, раскрывает ее требования, указывает тот уровень, на котором должно вестись изучение каждого ее вопроса. Текст учебника и его внетекстовые материалы построены так, что они пред­ставляют логически законченные части, рассчитанные на отдельные уроки.

Учебник математики является книгой, в которой в определенной системе изложены основы теоретических знаний и дан набор учебных за­дач и упражнений, необходимых для усвоения учащимися содержания курса математики начальных классов. Изложение нового материала в учебнике подчинено определенным требованиям:

- при введении нового материала опираться на ранее приобретенные детьми знания и создавать условия для рассмотрения нового материала в сравнении с изучавшимся ранее;

- вводить новый материал небольшими дозами;

- после введения нового материала организовывать упражнения уча­щихся, выполнение которых обеспечивает усвоения введенного мате­риала.

Система упражнений, предложенная в учебнике, отвечает определен­ным требованиям и предполагает обеспечение:

- подготовки учащихся к ознакомлению с новым материалом;

- сознательного восприятие нового материала;

- систематического применения приобретенных знаний и формирование умений и навыков;

- включения упражнений, требующих применения знаний в новых условиях;

- условий для проведения сопоставления, сравнения связанных между со­бой задач;

- систематического повторения пройденного материала.

Структура учебника математики для начальных классов отличается своей простотой. В учебнике выделены в основном те разделы и темы, которые представлены в программе. Учебник математики хорошо проиллюстрирован. Иллюстрации учебника красочные, ситуации, изображенные на них близки и понятны детям. Это не просто картинки, это материал, который должен быть использован учителем для изучения соответствующих вопросов курса.

Задача учителя – организовать деятельность детей по работе с этими иллюстрациями и научить детей получать необходимую информацию из этих иллюстраций. В иллюстрациях учебника заложена система посте­пенного перехода от полной предметной наглядности к неполной, а затем и условной.

При использовании полной предметной наглядности ответ на постав­ленный вопрос может быть найден детьми путем простого пересчитыва­ния.

При использовании неполной предметной наглядности по крайней мере одно из данных скрыто от глаз ребенка.

Примеры условной нагляд­ности: схема, чертеж и т.д.

Учебник математики является основным (наряду со словом учителя) источником обязательной для учащихся информации. Он обеспечивает ее доступность для учащихся.

Он обеспечивает изучение материала в строго определенной системе.

В учебнике содержится материал, обеспечивающий возможность не только контроля за его усвоением, но и для осуществления учащимися самоконтроля за его пониманием и усвоением.

Для учителя учебник одновременно является своеобразным методиче­ским пособием. Он помогает ему сориентироваться в определении содержания изучаемого материала, последовательности его изучения, по­могает подобрать основные методические направления работы с детьми (подбор приемов, методов, средств). Учебник раскрывает отдельные методические приемы (характер вопросов, которые целесообразно задавать детям, инструкции по оформлению записей и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: