Из всех материальных средств обучения математике самым главным является учебник.
Учебник математики строится в полном соответствии с программой. Он конкретизирует программу, раскрывает ее требования, указывает тот уровень, на котором должно вестись изучение каждого ее вопроса. Текст учебника и его внетекстовые материалы построены так, что они представляют логически законченные части, рассчитанные на отдельные уроки.
Учебник математики является книгой, в которой в определенной системе изложены основы теоретических знаний и дан набор учебных задач и упражнений, необходимых для усвоения учащимися содержания курса математики начальных классов. Изложение нового материала в учебнике подчинено определенным требованиям:
- при введении нового материала опираться на ранее приобретенные детьми знания и создавать условия для рассмотрения нового материала в сравнении с изучавшимся ранее;
- вводить новый материал небольшими дозами;
- после введения нового материала организовывать упражнения учащихся, выполнение которых обеспечивает усвоения введенного материала.
|
|
Система упражнений, предложенная в учебнике, отвечает определенным требованиям и предполагает обеспечение:
- подготовки учащихся к ознакомлению с новым материалом;
- сознательного восприятие нового материала;
- систематического применения приобретенных знаний и формирование умений и навыков;
- включения упражнений, требующих применения знаний в новых условиях;
- условий для проведения сопоставления, сравнения связанных между собой задач;
- систематического повторения пройденного материала.
Структура учебника математики для начальных классов отличается своей простотой. В учебнике выделены в основном те разделы и темы, которые представлены в программе. Учебник математики хорошо проиллюстрирован. Иллюстрации учебника красочные, ситуации, изображенные на них близки и понятны детям. Это не просто картинки, это материал, который должен быть использован учителем для изучения соответствующих вопросов курса.
Задача учителя – организовать деятельность детей по работе с этими иллюстрациями и научить детей получать необходимую информацию из этих иллюстраций. В иллюстрациях учебника заложена система постепенного перехода от полной предметной наглядности к неполной, а затем и условной.
При использовании полной предметной наглядности ответ на поставленный вопрос может быть найден детьми путем простого пересчитывания.
При использовании неполной предметной наглядности по крайней мере одно из данных скрыто от глаз ребенка.
|
|
Примеры условной наглядности: схема, чертеж и т.д.
Учебник математики является основным (наряду со словом учителя) источником обязательной для учащихся информации. Он обеспечивает ее доступность для учащихся.
Он обеспечивает изучение материала в строго определенной системе.
В учебнике содержится материал, обеспечивающий возможность не только контроля за его усвоением, но и для осуществления учащимися самоконтроля за его пониманием и усвоением.
Для учителя учебник одновременно является своеобразным методическим пособием. Он помогает ему сориентироваться в определении содержания изучаемого материала, последовательности его изучения, помогает подобрать основные методические направления работы с детьми (подбор приемов, методов, средств). Учебник раскрывает отдельные методические приемы (характер вопросов, которые целесообразно задавать детям, инструкции по оформлению записей и т.д.)