1. Содержание начального курса математики
2. Взаимосвязь математики с другими учебными предметами
3. Построение начального курса математики
4. Подготовка детей к обучению математики в начальных классах
2.1 Содержание начального курса математики
Основные идеи формирования содержания образования были сформулированы в работах французского социолога Эмиля Дюргейма еще в начале XX века. По его мнению человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества.
Начальный курс математики - это учебный предмет - математика в начальных классах. Его содержание, определяемое Государственным образовательным стандартом, представляет также совокупность пяти элементов:
- систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
|
|
- систему общих и частных, интеллектуальных и практических умений и навыков;
- опыт творческой деятельности;
- нормы эмоционально-ценностного отношения школьника к действительности, к окружающим, являющиеся вместе со знаниями и умениями условием убеждений и идеалов, т.е. систему волевой, моральной, эмоциональной воспитанности;
- технология учения школьника.
Рассмотрим более подробно каждый выделенный элемент содержания образования.
1. Система основ математических знаний и некоторых других наук. Эта система включает прежде всего ряд основных математических понятий. К числу таких понятий относятся:
- понятие числа,
- понятие арифметического действия,
- понятие величины,
- понятие уравнения,
- понятие геометрической фигуры и др.
Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течении всех лет обучения в начальных классах. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами. Это происходит и в процессе счета предметов, и в процессе измерения величин и при изучении других вопросов. В тесной связи с понятием числа формируется понятие о системе счисления. Раскрывается оно постепенно в ходе изучения нумерации натуральных чисел и арифметических действий над ними.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметического действия. Всего изучается четыре арифметических действия. Прежде всего раскрывается конкретный смысл каждого арифметического действия на конкретной основе в процессе выполнения операций над множествами, вводится соответствующая символика и терминология. В курсе математики начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятие равенства понятие неравенства, понятие уравнения. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала.
|
|
Понятие геометрической фигуры - это одно из основных понятий геометрии. Формирование представлений о геометрической фигуре происходит на наглядной основе постепенно, начиная с первого класса.
Сюда же входят некоторые основные законы математики и их практические изложения. В начальных классах рассматриваются такие законы:
- коммутативный закон сложения и умножения,
- ассоциативный закон сложения и умножения,
- дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
- Все эти законы изучаются в связи с арифметическими действиями, рассматриваются они на конкретном материале при изучении соответствующих вычислительных приемов и направлена главным образом на формирование вычислительных навыков учащихся.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не сами законы, а их практические приложения. Все перечисленные математические законы рассматриваются в качестве теоретической основы для изучения соответствующих вычислительных приемов. Они рассматриваются в плане ознакомления. Главное - научить детей применять эти законы для вычислений.
В систему основ математических знаний включаются и элементы некоторых теорий, на базе которых построен начальный курс математики. Начальный курс математики раскрывается на базе элементов теории множеств, теории чисел, в него включены элементы алгебры и геометрии.
Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Элементы алгебры. В курсе математики начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятие равенства, понятие неравенства, понятие уравнения. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
Элементы математической логики. Включение элементов математической логики в обучение математике младших школьников представляет собой естественное расширение математических методов, идей и языка на новые объекты - логические, и это расширение способствует лучшему усвоению самих этих методов, идей и языка.
Минимальная логическая программа, обеспечивающая потребности глубокого усвоения младшими школьниками математики и логического развития учащихся, должна включать разъяснение смысла логических связок и свойств логических операций, отношения следования и эквивалентности между высказываниями, связывания кванторами, а также изучение простейших правил вывода и анализ дедуктивных и индуктивных рассуждений.
Пропедевтика функциональной зависимости. Основной упор при формировании представлений о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей, правил изменений и представление их в различных графических интерпретациях: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, числовым выражением, равенством, правилом. Предусматривается знакомство учащихся с различными способами задания функции: с помощью таблицы, графика, формулы (аналитический способ).
|
|
Элементы с тохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике, экономике. В этой связи элементы теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даст возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и их свойствах. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречит жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать статистическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.
2. Система интеллектуальных и практических умений и навыков по математике. Они определены программой.
3. Опыт творческой деятельности.
Умение мыслить не шаблонно - творчески не приходит само собой. Этому надо учить и учить с самого раннего детства. Учитель должен постоянно создавать такую атмосферу работы, создавать такие условия, где бы ребенок был вынужден думать, размышлять, рассуждать - реализовать развивающую функцию курса математики.
Существенной частью системы обучения школьника является формирование у школьников творческой самостоятельности. Уровень успешности, эффективности деятельности, ее качество и результаты, рутинный или творческий характер этой деятельности – все это в конечном итоге характеристики различных уровней освоения деятельности.
|
|
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить те черты творческой деятельности, формирование которых представляется наиболее существенными для обучения. Такими процессуальными чертами или содержанием опыта творческой деятельности являются:
«…1) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
2) видение новой проблемы в традиционной ситуации;
3) видение структуры объекта;
4) видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
5) учет альтернатив при решении проблемы;
6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
7) отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения)» (Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения).
Ценность творчества заключается в том, что учащийся, для которого свойственно творчество, находится в особом эмоциональном состоянии, обладает эмоциональной гибкостью, переживает радость творческих открытий, ему чаще сопутствует успех.
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности усваивается в ходе совместной педагогической деятельности учителя и учащихся. Этот элемент содержания образования обусловлен необходимостью формирования социальной позиции школьника как системы тех эмоционально-оценочных отношений человека к миру, к действительности и учебной деятельности в частности, которые являются источником его активности.
Человек нуждается в самых общих представлениях о мире, о его структурах, движущих силах и законах, человек нуждается в определении своего места в мире, в выявлении смысла своего бытия. Все эти вопросы составляют стержень мировоззрения.
Приняв за основание для отбора ценностей общечеловеческий характер отбираемых ценностей, их гуманистическую направленность и обеспечение самореализации личности, можно отобрать следующие ценностные объекты: ценность каждой человеческой личности; нравственное здоровье, принятие нравственных гуманистических норм; стремление к самопроявлению, самовыражению, собственное достоинство; доброжелательность в отношениях с другими людьми и взаимопомощь; уважение к умельцам и талантам; сохранность природы и возможность наслаждаться ею, чувство гармонии с ней; уважение других народов, их специфики и культуры; воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа и др.
Позиция педагога определяется, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми ему обществом, а с другой стороны. действием внутренних источников деятельности - мотивами и целями педагога, его ценностными ориентациями, мировоззрением и идеалами. Именно в позиции педагога проявляется его личность, характер ее социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях и умениях, хотя и предполагает их наличие, поэтому он может быть зафиксирован только на уровне задач. Знания и умения являются необходимым условием формирования убеждений и идеалов, формирования у личности системы ценностей в их широком спектре
5.Технология учения.
Самый главный вывод педагогической психологии состоит в том, что человек усваивает содержание образования и любого конкретного учебного предмета только в ходе собственной деятельности. Другого пути овладения содержанием образования у любого человека просто не существует.
И еще один очень важный вывод современной дидактики следует принять во внимание.
Процесс обучения человека в школе любого уровня должен быть направлен на свое отрицание. На превращение обучаемого в самообучаемого. А это значит, что главной целью обучения школьника является вооружение его умением учиться, помочь ему в овладении этим важнейшим умением.
Такой вывод с неизбежностью ставит вопрос: что же собой представляет это умение учиться? Не является ли оно одним из тех умений, которые включают в известные знания, умения и навыки? На этот вопрос надо ответить отрицательно.
Напомним, что в содержании любого учебного предмета выделяют обычно четыре структурные элемента (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.).
В явном виде в этом перечне нет умений учиться.
Большинство учителей считают, что человек, научившийся читать, обладает умением «читать книгу», «читать учебную книгу». К сожалению, это далеко не так.
Практика показывает, что школьника приходится учить читать каждую новую для него учебную книгу:
1) выделить главные мысли в тексте;
2) составить план ответа;
3) использовать учебник для справок;
4) использовать учебник при формировании новых понятий;
5) использовать учебник для ответов на вопросы;
6) применять учебник при повторении и т.д.
Этому необходимо научить каждого. И время, которое на это тратится, потом окупается сторицей.
Кроме такого умения есть множество других учебных умений, которые в совокупности обеспечивают умение школьника учиться. Среди них выделяют следующие виды общеучебных умений: организационные, познавательные, практические, самоконтроля, оценочные.
Технологию использования этих умений в процессе обучения следует назвать «технологией учения» обучающегося. Используя такое понимание «технологии учения», мы исходим из определения технологии как последовательности операций, выполняемых с помощью определенных средств, для того, чтобы перевести исходный продукт (школьник, поступивший в 1 класс) в конечное состояние с заранее заданными свойствами (выпускник начальной школы).
Каждый элемент в процессе обучения выполняет свою специфическую, не подменяемую другими функцию, вместе с тем все элементы содержания образования находятся в тесной взаимосвязи. Предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно уметь выполнять известные способы деятельности, но не уметь работать творчески, можно работать творчески при различном отношении к самой деятельности.
Усвоение одного из элементов влияет на уровень и качество усвоения других. Это означает, что усвоение знаний является не самоцелью, а необходимым условием формирования умений и навыков, уровень овладения которыми определяет готовность к самообразованию, к дальнейшей деятельности. В процессе специально организованной деятельности сформированные умения переводятся на уровень их творческого применения, то есть приобретается опыт творческой деятельности.