Рассмотрим эволюцию этого феномена

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

«Культурология»

Тема 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕМА

Тезисы лекции

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры юридической психологии

и педагогики

Протокол №3 от 25 сентября 2009

Нижний Новгород - 2009

1. Эволюция понятия «цивилизация».

2. Сопоставление феноменов «культура»
и «цивилизация».

3. Теории «культурно-исторических» типов
и локальных цивилизаций.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Мыслителей всех времен занимал феномен культуры: действи­тельно ли она является мощнейшим всплеском Духа? И существу­ют ли разграничения между истинным воспарением человеческого духа и рутинным воспроизведением застывших форм деятельно­сти человека? Эта проблема последние три века рассматривается во взаимосвязи таких понятий, как культура и цивилизация.

Из множества определений культуры в данном случае возьмем за основу то понятие культуры, которое дал в свое время И. Кант. В общем виде оно сводится к пониманию культуры как способа самореализации человеческих личностей в обществе. Сегодня можно сказать, что культура охватывает: а) всю творческую со­знательную деятельность человека; б)совокупность умений, со­вершенств, ее обеспечивающих; в) результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусстве, так и вклю­чающий все, что создано руками человека, всю вторую природу.

Когда мы оперируем понятием «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Одни полагают, что понятие «цивилизация» относится к известным историческим эпохам, например, античная, средневековая цивилизации. Другие связывают его с религией —христианская, мусульманская циви­лизации. Третьи— с географическим регионом: переднеазиатская, индийская цивилизации. Четвертые — с какой-то одной сферой человеческих отношений, скажем, с экономической. В этом слу­чае цивилизация определяется как европейский или азиатский способ производства.

Рассмотрим эволюцию этого феномена

Понятие цивилизации более ново, чем культуры. Оно проис­ходит от латинского — гражданский, государственный. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противополож­ная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в европоцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, осно­ванное на разуме и справедливости.

Один из видных представителей школы «Анналов» Люсьен Февр (1878—1956) отмечал, что само это слово в напечатанном виде обнаружилось только в 1766 г. Однако до того, как появи­лось имя существительное, в литературе употреблялся глагол «ци­вилизовать» и причастие «цивилизованный».

Просветительская мысль одних приводила в восторг, ибо ви­делась торжеством Разума и Прогресса. Других — отталкивала по той же самой причине — рационалистической самоуверенностью.

Цивилизация поначалу воспринимается как процесс, но впос­ледствии это слово становится многозначным. Нередко цивили­зация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хо­рошими манерами и навыками самоконтроля; говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера, одного из иде­ологов Просвещения. Далее слово «цивилизация» употребляется во множественном числе. В литературе английского и французс­кого Просвещения XVIII в. термин «цивилизация» в определенной мере синонимичен термину «культура», который станет преобла­дающим в немецкой просветительской литературе.

Взгляд французских просветителей на историю социоцентричен, т.е. в центр ее они ставили судьбу не отдельного индивида, а на­ции и общества. И если учитывать при этом специфическую ил­люзию просветительского сознания, отождествлявшего нацию с государством, а общество — с политическими формами правления, то его обращенность к термину «цивилизация» станет совсем по­нятной. Существование государства, по мнению просветителей, является главным признаком цивилизованности общества, его раз­витости и облагороженности. Человеческая история в связи с этим представлялась ими как прежде всего политическая история, сви­детельствующая о постоянном переходе человечества от варвар­ства к цивилизованности, от «естественного состояния» к обще­ственному, регулируемому государством.

Различные теории цивилизаций стали возникать еще в период Реставрации. Однако конкретные работы, посвященные этой проблеме, появились несколько позже. В 1827 г. увидели свет «Мыс­ли о философии человечества» И. Гердера. В этом же году выш­ли «Принципы философии истории» Дж. Вико.

Французский историк и политический деятель Франсуа Гизо (1787—1874) писал о том, что человеческая история может рассмат­риваться только как собрание материалов, подобранных для вели­кой истории цивилизации рода человеческого. Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного че­ловечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Он за­ложил основы «этноисторической концепции цивилизаций», пред­полагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивили­зации, а с другой — есть еще цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух эле­ментов: социального, внешнего по отношению к человеку, и всеоб­щего, интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, — есть основа развития цивилизации.

В XIX в. это понятие было расширено и помимо значения об­ладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь «ци­вилизованного поведения», слово стало применяться и для харак­теристики стадий развития человечества, Льюис Морган (1818— 1881) отразил эту идею в названии своей книги «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1 877 г.).

Таким образом, в ходе развития просветительской мысли сло­ва «цивилизация» и «культура» закрепили за собой разный круг зна­чений. Первое всей своей новизной неологизма подчеркивало важ­ность обновления, даже пусть и насильственно отклоняющего ход истории от пути природной жизни. Слово «культура», напротив, как будто возвращало к первым человеческим деяниям, к исто­кам культа природы.

В начале XIX в. начался переход от монистической интерпре­тации истории человечества к плюралистической. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации

Социологи и культурологи XX в. внесли свои уточнения в пред­ставления о сущности цивилизаций. В марксизме термин «циви­лизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. Английский историк и социолог А. Тойнби рассматривал цивили­зацию как особый социокультурный феномен, ограниченный оп­ределенными пространственно-временными рамками, основу ко­торого составляют религия и четко выраженные параметры технологического развития. М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт изучает феномен цивилизации с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной органи­зацией и философией, причем техника у него определяет основ­ные компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: