МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
«Культурология»
Тема 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕМА
Тезисы лекции
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры юридической психологии
и педагогики
Протокол №3 от 25 сентября 2009
Нижний Новгород - 2009
1. Эволюция понятия «цивилизация».
2. Сопоставление феноменов «культура»
и «цивилизация».
3. Теории «культурно-исторических» типов
и локальных цивилизаций.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Мыслителей всех времен занимал феномен культуры: действительно ли она является мощнейшим всплеском Духа? И существуют ли разграничения между истинным воспарением человеческого духа и рутинным воспроизведением застывших форм деятельности человека? Эта проблема последние три века рассматривается во взаимосвязи таких понятий, как культура и цивилизация.
Из множества определений культуры в данном случае возьмем за основу то понятие культуры, которое дал в свое время И. Кант. В общем виде оно сводится к пониманию культуры как способа самореализации человеческих личностей в обществе. Сегодня можно сказать, что культура охватывает: а) всю творческую сознательную деятельность человека; б)совокупность умений, совершенств, ее обеспечивающих; в) результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусстве, так и включающий все, что создано руками человека, всю вторую природу.
|
|
Когда мы оперируем понятием «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвычайно большую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Одни полагают, что понятие «цивилизация» относится к известным историческим эпохам, например, античная, средневековая цивилизации. Другие связывают его с религией —христианская, мусульманская цивилизации. Третьи— с географическим регионом: переднеазиатская, индийская цивилизации. Четвертые — с какой-то одной сферой человеческих отношений, скажем, с экономической. В этом случае цивилизация определяется как европейский или азиатский способ производства.
Рассмотрим эволюцию этого феномена
Понятие цивилизации более ново, чем культуры. Оно происходит от латинского — гражданский, государственный. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в европоцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
|
|
Один из видных представителей школы «Анналов» Люсьен Февр (1878—1956) отмечал, что само это слово в напечатанном виде обнаружилось только в 1766 г. Однако до того, как появилось имя существительное, в литературе употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный».
Просветительская мысль одних приводила в восторг, ибо виделась торжеством Разума и Прогресса. Других — отталкивала по той же самой причине — рационалистической самоуверенностью.
Цивилизация поначалу воспринимается как процесс, но впоследствии это слово становится многозначным. Нередко цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля; говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера, одного из идеологов Просвещения. Далее слово «цивилизация» употребляется во множественном числе. В литературе английского и французского Просвещения XVIII в. термин «цивилизация» в определенной мере синонимичен термину «культура», который станет преобладающим в немецкой просветительской литературе.
Взгляд французских просветителей на историю социоцентричен, т.е. в центр ее они ставили судьбу не отдельного индивида, а нации и общества. И если учитывать при этом специфическую иллюзию просветительского сознания, отождествлявшего нацию с государством, а общество — с политическими формами правления, то его обращенность к термину «цивилизация» станет совсем понятной. Существование государства, по мнению просветителей, является главным признаком цивилизованности общества, его развитости и облагороженности. Человеческая история в связи с этим представлялась ими как прежде всего политическая история, свидетельствующая о постоянном переходе человечества от варварства к цивилизованности, от «естественного состояния» к общественному, регулируемому государством.
Различные теории цивилизаций стали возникать еще в период Реставрации. Однако конкретные работы, посвященные этой проблеме, появились несколько позже. В 1827 г. увидели свет «Мысли о философии человечества» И. Гердера. В этом же году вышли «Принципы философии истории» Дж. Вико.
Французский историк и политический деятель Франсуа Гизо (1787—1874) писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Он заложил основы «этноисторической концепции цивилизаций», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой — есть еще цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку, и всеобщего, интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, — есть основа развития цивилизации.
В XIX в. это понятие было расширено и помимо значения обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь «цивилизованного поведения», слово стало применяться и для характеристики стадий развития человечества, Льюис Морган (1818— 1881) отразил эту идею в названии своей книги «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1 877 г.).
Таким образом, в ходе развития просветительской мысли слова «цивилизация» и «культура» закрепили за собой разный круг значений. Первое всей своей новизной неологизма подчеркивало важность обновления, даже пусть и насильственно отклоняющего ход истории от пути природной жизни. Слово «культура», напротив, как будто возвращало к первым человеческим деяниям, к истокам культа природы.
|
|
В начале XIX в. начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации
Социологи и культурологи XX в. внесли свои уточнения в представления о сущности цивилизаций. В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством. Английский историк и социолог А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляют религия и четко выраженные параметры технологического развития. М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт изучает феномен цивилизации с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника у него определяет основные компоненты.