Рассматривая эволюцию понятия «цивилизация», следует обратить внимание на три его смысловых интерпретации. Первоначально слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось. Один из выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Э. Тайлор в своем капитальном труде «Первобытная культура» (1-е изд. 1871 г.) пишет: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1.
В тождественном смысле употребляет эти понятия и естествоиспытатель Александр Гумбольдт (1769—1859). В своих сочинениях он часто пользуется словом «культура» наряду со словом «цивилизация», не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. Однако Вильгельм Гумбольдт (1767—1835) показал, что нравы некоторых дикарей достойны уважения. И, тем не менее, эти дикари чужды какой бы то ни было интеллектуальной культуры. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие этих понятий.
|
|
Третий смысл понятия «цивилизация» заимствован английской литературой из немецкого языка. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. Р. Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей более простых и устойчивых «народных» обществ.
Своеобразна позиция по этой проблеме у А. Швейцера. Он писал, что «подчеркивание различия в значении обоих терминов не оправдано ни лингвистически, ни исторически. Нужно говорить об этической и неэтической культуре или об этической и неэтической цивилизации, а не о культуре и цивилизации»2.
Проблема оппозиции культуры и цивилизации особо проявилась в книге О. Шпенглера «Закат Европы» и неоднозначной реакцией на ее идеи со стороны научной общественности.
Но, несмотря на отсутствие единства мнений, большинство крупнейших культурологов, такие как П. Сорокин, Н. Бердяев, А. Тойнби, все русские религиозные философы с теми или иными оттенками понимали под «цивилизацией» некий завершающий этап той или иной культуры, когда она, исчерпав свою творческую силу, концентрируется на материальном благополучии и потреблении в ущерб жизни «духа», развитию искусства и литературы, одним словом, когда нации и империи превращаются в разрозненную, безликую массу, где уже нет места героическим деяниям, а на смену социальному «эпосу» приходит социальный застой.
|
|
Иное понимание слова «цивилизация» мы находим у Л. Моргана, который в соответствии со своим делением истории человечества на три этапа считал ее последней ступенью после «дикости» и «варварства». Подобное понимание, заимствованное у Моргана, разделяли и классики марксизма.
Особое место в цивилизации занимает духовная культура. Она включает общественные ценности и идеалы — то, чем живет и к чему стремится данный социум; обобщенный образ мира (мировоззрение); искусство, языки, накопленные знания и умения, в том числе политические; традиции, нравственные нормы и поведение человека. Культура является своеобразным кодом цивилизации. В ней как бы записаны все главные моменты жизни цивилизации, которые передаются из поколения в поколение.
Итак, можно сделать некоторые выводы. Культура — совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития. Цивилизация — совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей. Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия. Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент общественного поведения. Культура — не только технологична, но и ценностна, связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей. Она определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общения, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры. Цивилизации рассматриваются многими исследователями как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него, но противостоящий человеку, в то время как культура всегда является внутренним достоянием человека, раскрывает меру его развития, внутреннего достоинства, есть символ его духовного богатства.
С позиций социально-философского анализа можно сказать, что цивилизация — это определенный социум, объединенный основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющий устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к данному обществу.
С точки зрения современной культурологии, цивилизация — специальный объект научного анализа. Главные направления ее исследования: выяснение особенностей возникновения и развития человека, открытие законов функционирования цивилизаций и определяющих ее факторов; выявление изменений природы человека и др. Очевидно, сколь широк объем внимания философов и культурологов и каков простор для научного творчества в их решении.
В современной науке можно выделить следующие подходы к исследованию исторического пути человечества: формационный, цивилизационпый и культурологический.
Марксистско-ленинская теория представляла формирование общества как последовательную смену общественно-экономических формаций, различающихся между собой прежде всего по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Общественное развитие определялось как движение от первого бесклассового общества — первобытнообщинного строя, через классовые — рабовладение, феодализм, капитализм, к новому бесклассовому — коммунизму. Утверждалось, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Однако формационный подход охватывает далеко не весь спектр многообразия процессов становления и развития конкретных цивилизаций, культур, общества и человека. Исторический опыт человечества свидетельствует: мир реальный, прошлый и настоящий многообразен, а теория формаций предлагает лишь один из его вариантов.
|
|
Цивилизационный и культурологический подходы делают исследования более конкретными. Они создают почву для сближения социально-экономического анализа с исследованием ценностей культуры, норм, религиозных установок, формирующихся в сознании людей.