Оригинальную концепцию социологии культуры создал П.А. Сорокин. По его мнению, каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами общества, самим человеком, носителем знаний. Исторический процесс виделся ученому не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания.
П.А. Сорокин выделяет три главных типа культуры — чувственный, идеациональный и идеалистический. Первый из них, чувственный (зепзаШ) тип культуры, основывается на чувственном восприятии мира человеком, который и является основным определителем социокультурных процессов. С точки зрения П.А. Сорокина, современная чувственная культура находится под знаком неизбежного краха и кризиса. Идеациональный тип культуры, по мнению ученого, представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. Этот тип культуры, считает П.А. Сорокин, особенно характерен для стран Западной Европы. И, наконец, третьим типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира.
|
|
Л.И. Мечников, А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев Оригинальные концепции возникновения и существования цивилизаций, выдвинутых нашими соотечественниками
В работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» Л.И. Мечников (1838—1888) выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, где стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной — со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский — от основания Карфагена и 3) океанический — после открытия Америки.
Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от угнетения к братству всех людей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.
Особое место в культурологических трудах XX в, занимают работы А.Л. Чижевского (1897—1964) и Л.Н. Гумилева.
В книге «Земное эхо солнечных бурь» Чижевский подчеркивает, что «жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное», что она неразрывно связана с космосом, его лучами, потоками и полями. На основе глубокого изучения старинных летописей и хроники он показывает воздействие физико-химических явлений на Солнце на исторические процессы, происходящие на Земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. Космические и солнечные факторы воздействуют, по его мнению, не только на массовые движения — революции, войны, переселения народов, но также и на многие другие процессы, происходящие в обществе (преступления и несчастные случаи, смертность и рождаемость на Земле, на распространение эпидемий).
|
|
Общетеоретические выводы Чижевского оказались неразрывно связанными с культурологическим знанием. Ученый выражает надежду, что культурологические концепции создадут реальные методы и способы использования подъема энергии масс и гармонизуют отношения с космической энергией и энергией Солнца.
Л.Н. Гумилев в своих фундаментальных работах по евразийской истории («Древние тюрки», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России» и др.) рассматривает культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих так называемую «пассионарность», т.е. циклическую способность людей к сверхнапряжению и творчеству. Он считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса («Этногенез и биосфера Земли»). Становление новых народов (этногенез) — явление природное, в то время как в процессе пассионарного подъема этносы создают свой особый тип культуры — творение рук человеческих и его разума. Для всех пассионариев, полагает ученый, характерно посвящение себя той или иной цели жизни.
Концепция пассионарности позволяет соединить воедино космические, гелио-, геологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направлении, обеспечивающем существование и адаптацию к среде обитания с минимальными затратами биохимической энергии.
Работы русских ученых вошли в золотой фонд мировой науки, оказали заметное воздействие на развитие представлений современного человечества о связи Вселенной, биосферы и этносферы в единое целое, о понимании судьбы и культурной истории этносов как явлении космического порядка.