П.А. Сорокин

Оригинальную концепцию социологии культуры создал П.А. Сорокин. По его мнению, каждый тип культуры определя­ется социальной системой, культурными системами общества, самим человеком, носителем знаний. Исторический процесс ви­делся ученому не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из ко­торых имеет в основе собственное отношение к действительнос­ти и методам ее познания.

П.А. Сорокин выделяет три главных типа культуры — чувствен­ный, идеациональный и идеалистический. Первый из них, чувствен­ный (зепзаШ) тип культуры, основывается на чувственном воспри­ятии мира человеком, который и является основным определите­лем социокультурных процессов. С точки зрения П.А. Сорокина, современная чувственная культура находится под знаком неизбеж­ного краха и кризиса. Идеациональный тип культуры, по мнению ученого, представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные пе­риоды их развития. Этот тип культуры, считает П.А. Сорокин, осо­бенно характерен для стран Западной Европы. И, наконец, треть­им типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира.

Л.И. Мечников, А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев Оригинальные концепции возникновения и существования циви­лизаций, выдвинутых нашими соотечественниками

В работе «Цивилизация и великие исторические реки. Геогра­фическая теория развития современных обществ» Л.И. Мечников (1838—1888) выступил как крупнейший представитель географи­ческой школы в социологии, где стремился объяснить неравно­мерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной — со вре­мени возникновения первых рабовладельческих государств в до­линах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский — от основания Карфагена и 3) океаничес­кий — после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от угнетения к братству всех людей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.

Особое место в культурологических трудах XX в, занимают работы А.Л. Чижевского (1897—1964) и Л.Н. Гумилева.

В книге «Земное эхо солнечных бурь» Чижевский подчеркива­ет, что «жизнь... в значительно большей степени есть явление кос­мическое, чем земное», что она неразрывно связана с космосом, его лучами, потоками и полями. На основе глубокого изучения старинных летописей и хроники он показывает воздействие фи­зико-химических явлений на Солнце на исторические процессы, происходящие на Земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. Космические и солнечные факторы воздействуют, по его мнению, не только на массовые движения — революции, войны, переселе­ния народов, но также и на многие другие процессы, происходя­щие в обществе (преступления и несчастные случаи, смертность и рождаемость на Земле, на распространение эпидемий).

Общетеоретические выводы Чижевского оказались неразрыв­но связанными с культурологическим знанием. Ученый выражает надежду, что культурологические концепции создадут реальные методы и способы использования подъема энергии масс и гармо­низуют отношения с космической энергией и энергией Солнца.

Л.Н. Гумилев в своих фундаментальных работах по евразийс­кой истории («Древние тюрки», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России» и др.) рассматривает культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и мутаци­онных космических влияний, вызывающих так называемую «пассионарность», т.е. циклическую способность людей к сверхнапря­жению и творчеству. Он считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса («Этногенез и биосфера Зем­ли»). Становление новых народов (этногенез) — явление природ­ное, в то время как в процессе пассионарного подъема этносы со­здают свой особый тип культуры — творение рук человеческих и его разума. Для всех пассионариев, полагает ученый, характерно посвящение себя той или иной цели жизни.

Концепция пассионарности позволяет соединить воедино кос­мические, гелио-, геологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направле­нии, обеспечивающем существование и адаптацию к среде оби­тания с минимальными затратами биохимической энергии.

Работы русских ученых вошли в золотой фонд мировой науки, оказали заметное воздействие на развитие представлений совре­менного человечества о связи Вселенной, биосферы и этносферы в единое целое, о понимании судьбы и культурной истории этносов как явлении космического порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: